Одна из самых страшных угроз для корабля — это торпеды. И даже попадание одной может стать фатальным. Разумеется, стоимость торпеды в тысячи раз меньше, чем крейсера или тем более линкора или авианосца. Понятно, что терять корабли не хотелось, поэтому крупные классы оснащались противоторпедной защитой, снижавшей урон от попаданий торпедами.
Противоторпедный буль на британском корабле времен Первой Мировой войны
Сама противоторпедная защита бывает пассивной и активной. Последний тип наиболее сложен и является относительно новой разработкой. В его роли могут выступать ракеты или торпеды, а управляется система с помощью гидроаккустики и компьютера.
Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции предназначенные для обеспечения живучести корабля. Противоторпедная защита корабля предназначена для защиты корабля от воздействия контактных и неконкретных взрывов торпед и мин, подразделяется на бортовую и днищевую.
Варианты конструктивной противоторпедной защиты:
Английская система бортовой подводной защиты:
На британских кораблях главную противоторпедную переборку составляла прямая и несколько разваленная в стороны обшивка. Буль образовывал широкий коффердам, служащий камерой взрыва, достигающей верхней кромки броневого пояса. К противоторпедному булю изнутри примыкал так называемый отсек плавучести (англ. buoyancy space), наполненный жидким топливом или пресной водой. Позади этого отсека располагался расширяющийся кверху бункер для жидкого топлива, защищённый лёгкой противоторпедной переборкой.
Американская система бортовой подводной защиты:
Американская «слоистая» система подводной защиты состояла из 4 тонких вертикальных переборок, накрытых сверху нижней противоосколочной палубой и деливших противоторпедный буль на 3 отсека. При взрыве торпеды внешний пустой отсек поглощал часть энергии взрыва, другая часть расходовалась на деформацию заполненных жидкостью отсеков, которые также улавливали все возникающие при взрыве осколки. Внутренний пустой отсек являлся последней преградой на пути затопления отделений энергетической установки и погребов боезапаса. Первое время считалось очень важным делать внешнюю обшивку и все противоторпедные переборки как можно тоньше для уменьшения размеров образующихся осколков.
Позже система получила широкое распространение, в том числе на крупных кораблях советского ВМФ. Она проектировалась исходно как часть корпуса, и потому не образовывала булей. Официальное советское название «Трехкамерная система противоторпедной защиты». Три описанных отсека называются соответственно: камера расширения, камера поглощения, фильтрационная камера.
Итальянская система бортовой подводной защиты:
Итальянская конструктивная подводная защита системы Пульезе была разработана итальянскими специалистами в период с 1921 по 1931 год. Натурные испытания системы Пульезе были проведены на специально переоборудованных танкерах «Бреннеро» и «Тарвисио». После завершения испытаний защитой Пульезе оборудовали проходившие модернизацию линейные корабли «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», и в дальнейшем оборудовали системой все вновь спроектированные крупные боевые корабли итальянского флота.
Конструктивная подводная защита системы Пульезе представляла собой два концентрических цилиндра, шедших в подводной части корабля на протяжении примерно 2/3 длины корпуса. Внутренний цилиндр диаметром 3 м изготовлялся из 7-мм стали повышенной сопротивляемости, содержался постоянно порожним и предназначался для поглощения энергии взрыва. Наружный цилиндр диаметром 5,48 м образовывали двойная обшивка борта толщиной от 10 до 15 мм и противоторпедная переборка толщиной от 28 до 40 мм. Пространство между цилиндрами (защитная камера) разделялось на 16 секций, заполнявшихся топливом и пресной водой, которые, по мере расходования, замещались забортной водой. Далее следовали две фильтрационные продольные переборки, одна толщиной 8—9 мм, а вторая — 7 мм. Ширина защиты на мидель-шпангоуте составляла 7,57 м с каждого борта.
Расчётная сопротивляемость подводному взрыву составляла 350 кг тротила, но на практике этого значения достичь не удалось из-за недостаточной прочности клёпаных соединений (в том числе в районе крепления внешней цилиндрической переборки к днищевым конструкциям). Помимо того, внутренний полый тонкостенный цилиндр показал прочность, значительно выше расчётной, в результате чего не происходила деформации цилиндра и энергия подводного взрыва цилиндром не поглощалась.. Затопление обширных полостей цилиндра при подводном взрыве также могло вызвать образования существенного крена.
Стандартная схема бронирования кораблей времён ПМВ. A — главный бронепояс, B — главная бронепалуба, C — карапасная бронепалуба, D — противоторпедная переборка.
Противоторпедный буль, бортовой буль или противоминная наделка — наиболее известная и популярная форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров в период Первой и Второй мировых войн.
Конструкция противоторпедного буля.
Цель буля — принять на себя основной урон от взрыва торпеды и предотвратить повреждение внутренних конструкций корабля. В отдельных случаях толщина булей составляла несколько метров. Однако, всегда было необходимо соблюдать баланс, ведь большие були ухудшают мореходные качества корабля.
На подводных лодках (глубоководных аппаратах) в булях (бортовых наделках лёгкого корпуса) могут размещаться балластные цистерны.
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторные посещения. Нажимая «Принять все», вы соглашаетесь на использование ВСЕХ файлов cookie. Однако вы можете посетить «Настройки файлов cookie», чтобы предоставить контролируемое согласие.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.