6+

Корейская война отложила планы КНР по вторжению на Тайвань, но также дала время для создания мощных военно-воздушных сил, большая часть которых прошла испытание боем. Между 1954 и 1957 годами НОАК(Народно-освободительная армия Китая), ВВС и ВМС КНР получили контроль над большим количеством островов вдоль побережья Тайваня.

 

В ответ на это, конечно же при поддержке США, Китайская Республика(Тайвань) проводила постоянные разведывательные операции над Китаем и занятыми им островами.

Летом 1958 года КНР начала финальную подготовку к вторжению, для этого было необходимо захватить два последних острова Мацу и Куэмой. Для осуществления задуманного ВВС КНР направила на островные авиабазы напротив Тайваня более 600 самолетов, включая советские истребители МиГ-17Ф.

В период с конца июля по конец сентября 1958 года, произошла серия по меньшей мере 13 массовых воздушных боев. ВВС Китайской Республики утверждали, что сбили 31 или 32 самолета НОАК, при это потеряв только три своих. ВВС НОАК в свою очередь говорили о 14 сбитых тайваньских самолетах, и потере 5 своих. Но каким бы ни был исход воздушных боев, ВС КНР не смогли обеспечить превосходство в воздухе и были вынуждены отказаться от этого плана вторжения.

Но, по иронии судьбы, кризис в Тайваньском проливе имел далеко идущие последствия для Китая и СССР, потому что помог Советскому Союзу заполучить одну из самых современных технологий США. Позволившей Советскому Союзу почти догнать США в области авиационных вооружений.

Первый трофей

В 1956 году в ходе воздушного боя над Тайваньским проливом американский самолет F-105 выпустили по китайским МиГам несколько ракет AIM-9B Sidewinder, которые упали на китайской территории. Китайцы отправили обломки ракет в Москву, где их старательно изучили в ОКБ-134 и НИИ-2.

Простота и изящность конструкции AIM-9 контрастировала на фоне сложности и малого ресурса советских управляемых ракет. Инфракрасная система наведения Sidewinder содержала свободные гироскопы в несколько раз меньшего размера, чем советские аналоги, а система управления полетом была несравненно лучше. Геннадий Соколовский, позднее возглавивший ОКБ «Вымпел» сказал: » ракета Sidewinder стала для нас настоящим университетом, предлагающим курс конструкции ракет, который поднял наше инженерное образование и обновил подход к созданию будущих ракет.»

На основании полученных данных в СССР было принято решение скопировать американскую ракету, но учитывая то, что трофейные Sidewinder находились в весьма плачевном состоянии это являлось довольно сложной задачей.

Второй трофей

24 сентября 1958 года произошел воздушный бой по результатам которого ВВС Китайской Республики заявили о 9 сбитых и двух поврежденных самолетах, среди которых было три или четыре МиГа.

По официальным данным, в этом бою летчики ВВС Китайской Республики выпустили шесть AIM – 9B Sidewinder, четыре из которых поразили цели. Тем не менее, одна ракета попавшая в МиГ-17Ф не сдетонировала, а застряла в его фюзеляже. Летчику удалось посадить самолет с торчащей из бока ракетой, после чего её аккуратно извлекли и передали в СССР. К счастью советских инженеров, на этот раз, в их руки попала ракета почти в идеальном состоянии и работа закипела.

Изучение американской ракеты в московских конструкторских бюро и институтах оказалось процессом долгим и трудным. Для надежной фиксации элементов аппаратуры в условиях больших статических и вибродинамических нагрузок американцы залили соответствующие блоки эпоксидной смолой. По рассказам ветеранов КБ, для извлечения миниатюрных деталей были привлечены мастера-косторезы из Якутии, которые смогли вырезать блоки управления, не повредив ни одного проводка.

Советская ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты — вплоть до того, что была совместима с оригиналом по запчастям. Исключения составили только ИК ГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Дело в том, что в точности скопировать американскую микроэлектронику не представлялось возможным так как подобные технологии в СССР были освоены только лет через 15-20, да и с твердым ракетным топливом в СССР дело обстояло не намного лучше. Даже зная рецептуру американского топлива советские ученые понятия не имели как это можно повторить. В результате в советской ракете был использован «старый» нитроглицериновый порох НМФ-2К применявшийся еще в «Катюшах», из-за чего дальность стрельбы советской ракеты снизилась до 7,6 км, в свою очередь Sidewinder имела дальность 11 км.

Источники:

Авиация и Космонавтика. Р. Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух

М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух»

Аэроплан. А.Никифоров. Под крылом самолета

Денис Евстафьев. Семейство ракет AIM-9

Federation of American Scientists. Conventional Weapons

Directory of U.S. Military Rockets and Missiles

Jane’s Defense Equipment

http://www.airwar.ru/

https://zen.yandex.ru/mitin

https://warspot.ru/

 

 

6+

от admin