4+
Потеря бомбардировщика, радиоактивное заражение территории чужой страны, расходы на дезактивацию, облучение участников операции, сворачивание масштабной оборонной программы – вот что бывает, когда не туда бросишь подушку.

Туле — самая северная база военно-воздушных сил США. Она расположена в Гренландии, в 1500 километрах от Северного полюса. Зимой тут 30—40 градусов мороза, летом — около нуля. До 1950-х годов на месте авиабазы жили только эскимосы и редкие полярники. Потом их место заняли военные. База должна была защищать Америку от возможного удара СССР через Арктику.

В июне 1961 года Стратегическое командование ВВС США развернуло секретную операцию «Хромированный купол».
Десятки бомбардировщиков с ядерным оружием на борту круглосуточно патрулировали воздушное пространство над Северным Ледовитым океаном вдоль 84-й параллели.
По условному сигналу они должны были бы направится к границам СССР, чтобы нанести первый удар или удар возмездия.
Так продолжалось 7 лет…

Дыра в «Хромированном Куполе»

21 января 1968 года. Пролетая над Туле, бомбардировщик Б-52 «Стратофортресс» с бортовым номером 58-0188 отправляет сигнал «Mayday». Экипаж сообщает о пожаре и задымлении в кабине. Через несколько минут по закрытым каналам связи в США уходит еще более тревожный код «Broken Arrow» («Сломанная стрела») — он означает аварийную ситуацию с термоядерным оружием на борту.

Самолет несет четыре водородные бомбы модели B28FI мощностью 1 100 000 тонн в тротиловом эквиваленте. Их разрушительная сила основана на реакции термоядерного синтеза дейтерия и трития в более тяжелые элементы. Во время этого выделяется гораздо больше энергии, чем при цепной реакции деления тяжелых ядер в классической атомной бомбе.

Каждая бомба терпящего бедствие самолета была в 70 раз мощнее атомной бомбы «Малыш», которой в августе 1945 года американцы уничтожили Хиросиму.

«Стратофортресс» получает разрешение на аварийную посадку, но через несколько минут падает в залив Северной звезды в 11 километрах от Туле. На толстом морском льду остается полоса горящего топлива длиной 600 и шириной 100 метров.

Система защиты не позволила начаться термоядерной реакции в бомбах. Но в конструкцию зарядов входила также обычная взрывчатка, которая сдетонировала после удара о поверхность и разбросала радиоактивные материалы по большой площади. Горящие обломки корпуса самолета проплавили полынью 50 метров в диаметре, куда проваливается и урановый сердечник одной из бомб.

Это была не только экологическая катастрофа, а одновременно дипломатический скандал. Гренландия принадлежит нейтральной Дании, которая в 1957 году объявила себя безъядерной зоной и не позволяла пролет самолетов с ядерным оружием на борту через свое воздушное пространство.

Командир Джон Хог и его помощник Альфред д’Амарио катапультировались прямо над территорией авиабазы. Поисковая группа в темноте полярной ночи нашла на тело второго пилота.
Этнический украинец Леонардо Свитенко, покидая машину, ударился о механизм открытия нижнего люка и погиб. Еще троих летчиков нашли живыми. Штурман Крис Кертис провел на льду дольше всех — 21 час, но завернулся в парашют и дождался спасателей.

Операция « Crested Ice»

После катастрофы была начата беспрецедентная операция по дезактивации территории и поиску сердечников бомб под кодовым названием «Crested Ice» («Хохлатый лёд») . Было задействовано более 2500 человек — датчан и американцев. Сначала ликвидаторы работали на снегоходах и собачьих упряжках. Потом с других военных баз в залив Северной звезды и на Туле прибыла тяжелая техника: грейдеры, экскаваторы, трейлеры и генераторы. Был оборудован лагерь: хижины-иглу из ледяных брикетов, вертолетная площадка, мобильная электростанция.

Условия в которых приходилось работать ликвидаторам были просто адские. Метель, температура моментами опускалась до -50°, работы шли под светом прожекторов и бликами фальшфейеров. Дозиметры и аккумуляторы аппаратов для проб воздуха из-за морозов постоянно выходили из строя. Костюмы химической защиты и респираторы превращались в обледенелые хрустящие чипсы.

Вокруг зоны работы установили плотный карантин, но буран выдувает зараженный снег и ледяную крошку за его пределы. Их сгребали грейдерами, экскаваторы укладывали в ящики, а вертолеты отвозили их на базу подскока, где опасный груз перегружали в цистерны. Сами цистерны переправляли в ядерный могильник «Саванна-Ривер» в Южной Каролине.

Расследование


Работы по дезактивации территории были закончены только через восемь месяцев, к сентябрю 1968 года. За это время на месте аварии было вырублено 6,7 км³ зараженного льда, а выемка засыпана тоннами песка. Параллельно шло расследование причин катастрофы.

Выяснилось, что запасной пилот капитан Альфред д’Амарио бросил три поролоновые подушки на вентиляционную решетку системы отопления под креслом штурмана на нижней палубе «Стратофортресса». Из-за мелкой неисправности в температурном реле горячий воздух от двигателей почти не охлаждался по пути в кабину и поджег подушки. Экипаж почувствовал запах горелой резины, но не сразу нашел его источник. Когда нашел — было поздно. Пламя разгорелось и десятка огнетушителей не хватило для локализации пожара. Вскоре пропало электропитание, а кабина наполнилась дымом. Командир отдал приказ покинуть машину, самолет упал.

Урановый сердечник одной из бомб дважды пытались достать со дна залива. В августе 1968 года для этого использовали обитаемый аппарат «Стар—3», но глубина, погода и расположение обломков сделали подъем невозможным. Операция «Хромированный купол» была свернута и никогда больше не возобновлялась.

Что было дальше:

  • Сразу после катастрофы США прекратили полеты своих бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. С этого времени главным носителем американского ядерного оружия стали баллистические ракеты.
  • Чтобы в дальнейшем при подобных авариях избежать рассеивания ядерных материалов, в США была разработана низкочувствительная к ударам взрывчатка.
  • В 1995 году США рассекретили документы, показавшие, что вопреки своим заявлениям правительство Дании не возражало против полетов Б-52 с водородными бомбами над Гренландией. Более того, до 1965 года ядерное оружие хранилось и на авиабазе Туле.
  • В 1995 году проведенное в Дании обследование участников ликвидации последствий аварии показало, что раком они болеют на 50% чаще, чем люди не подвергшиеся облучению. Правительство заплатило каждому компенсацию $7500.
  • По состоянию на 2013 год, в ВВС США оставались на службе 78 из 744 построенных стратегических бомбардировщиков Б-52. Ядерное оружие для них имеется, но полеты с ним не проводятся.
Автор: Кирилл Данильченко
Источник:https://was.media/2017-11-10-tule/
4+

от admin