10+

20 июля 1866 года случилось великое морское сражение у острова Лисса, после которого вдруг стало мучительно ясно, что прежняя тактика парусного флота никуда не годится. И что отныне море принадлежит бронированным монстрам с большими пушками – броненосцам. Тогда же стало ясно, что и таран как тактический прием имеет массу недостатков. Но все же при стечении обстоятельств и наличии удачи… Словом, от парусных деревянных кораблей решили отказаться, от тарана – нет.

Надо сказать, что военные не имеют воображение писателей-фантастов, и оттого исходят из тех вводных, что получают непосредственно из недавнего опыта. И потому не могут предвидеть, как и в каком направлении, да и насколько глубоко станут развиваться технологии в ближайшем будущем. Но зато они твердо могут сказать, чего им не хватало для убедительной победы в этом самом сражении.

Битва же у Лиссы показала простую вещь. Что увеличение калибра орудий имеет серьезное последствие – резкое увеличение объема дыма, закрывающего это самое сражение. А его и в прежние времена хватало. Но тут стало настолько много, что управлять этой стихийно идущей дракой вообще нереально. Особенно при тогдашних средствах связи. И потому все будущие морские сражения станут сводиться к индивидуальному единоборству кораблей. Причем кому как повезет и кто на кого в этом дыму напорется – с тем и воевать.

Из этого постулата получилось сделать только один вывод – пришло время гигантов. И что каждый корабль, участвующий в сражении, должен превосходить противника по огневой мощи и бронированию. Сим победим. Ну и применить эту доктрину на практике успели те, кто у острова Лисса проиграл – итальянцы. Это поражение как-то сразу мобилизовало скрытые ресурсы нации. И в Италии создали броненосец, который стоил немалых денег, но зато его изготовление привело к модернизации промышленности и восхождению научной мысли на новый уровень – проигрыш бывает и полезен.

Итальянцы решили, что их новый броненосец «Кайо Дуилио» всенепременно должен быть круче всех. И потому спроектировали его очень большим – на тот момент он оказался самой большой боевой единицей. Поскольку бороздить на этом корабле собирались почти родное Средиземное море, то от парусов отказались вообще. Что снизило центр тяжести и хорошо сказалось на остойчивости. И дало резерв для увеличения защиты.

Пушки решили ставить самые крупные. Совсем отказавшись от вспомогательного калибра (почти как на «Дредноуте» несколькими десятилетиями позднее). Понятно, что орудия эти заряжались долго и нудно, стреляли не очень точно. А потому для боя на близких дистанциях дополнили вооружение тремя торпедными аппаратами. Которые, на всякий случай (торпеды того времени были ну очень капризные и ненадежные), усилили носовым тараном – а вдруг пригодится при хорошей погоде?

С пушками вышло забавно. Даже такой монстр мог нести не более четырех больших пушек вместе с башнями, их защищавшими. Сначала планировали поставить дульнозарядные 305-мм (казнозарядные такого габарита считались крайне ненадежными на тот момент). Как у англичан. Но вроде как тогда не достигалось превосходство над возможными противниками. И потому проект пересчитали под 351-мм артиллерию – их предложили спецы фирмы «Армстронг». Но потом еще раз изменили планы, присмотрев пушки калибра 406 мм. Такие в теории могли построить в английском королевском арсенале в Вулвиче. И снова помогли инженеры из «Армстронга». Они знали, что оснастка британцев на этих самых 406 миллиметрах достигает своего предела. А они могут все 450. Ну и по итогу итальянцы снова изменили проект, согласившись на последнее предложение.

Пушки размещались в двух башнях. Эти башни немного сместили в разные стороны по оси корабля – для обеспечения кормового и носового залпа из трех орудий из четырех. На деле, правда, с этим вышло слабовато – вдоль оси корабля стрелять было опасно для самого же корабля – пороховые газы сметали все на своем пути и калечили незащищенные броней (бронирование было цитадельным, то есть прикрывались механизмы и орудия в центре корпуса, оставляя нос и корму незащищенными) оконечности. И первая же пробная стрельба по курсу корабля отправила его в док на ремонт. Потому срочно была издана инструкция, запрещавшая стрельбу по продольной оси на учениях и допускавшая ее только в боевой обстановке при критических ситуациях.

Осознавая, что четыре пушки, пусть и монструозные, для корабля такого габарита как-то маловато, а на штатные торпедные аппараты надежды еще меньше, корабль дополнили… личной миноноской. Ее держали в специальном отсеке, а в боевой обстановке предполагалось выгружать ее при помощи особого механизма и пускать в дело как самостоятельную боевую единицу – мол, дым от выстрелов позволит ей подкрасться к противнику и расстрелять его торпедами в упор. Для ускорения же поднятия давления пара котел миноноски (иначе ее пришлось бы топить часа за три до применения) собирались запитывать от бортовых паропроводов броненосца. Но все это красиво смотрелось на бумаге. А на деле хлопот оказалось куда больше пользы, так что почти сразу после первых проб миноноску эту с корабля убрали, а полученное свободное место отдали под нужды команды.

Паровая машина стояла системы компаунд – по тем временам очень экономичный механизм. Запас угля же при экономичном использовании позволял иметь запас хода почти в 7000 морских миль – более чем достаточно для средиземноморского театра военных действий. При этом медлительным корабль не был – на испытаниях он выдавал скорость более 15 узлов. На деле уверенно 15,3. Но, поскольку в теплых водах днище судов быстро обрастает живностью, решили хвостик в 0,3 узла не учитывать и за нормальную скорость считать 15 узлов. Что тогда смотрелось более чем внушительно – почти крейсерские показатели. То есть итальянский броненосец имел мощнейшее бронирование, недоступное пушкам-современницам, отличное вооружение, превосходящее мощью все наличное у противника, да еще мог уйти от любого оппонента или догнать его. Добавим сюда отличную мореходность и получаем итальянскую «вундер вафлю» образца 1876 года.

Этот итальянский броненосец, по сути, был самым революционным кораблем своего времени. Знатоки и сегодня сравнивают его с «Монитором», «Уорриором» и «Дредноутом». Но так уж получилось, что в 1870-х Италия особо не воевала, и броненосцу досталась спокойная жизнь. Отчего он сегодня незаслуженно подзабыт. Совершенно напрасно. Этот проект оказал на мировое кораблестроение огромное влияние. Кто-то потом слепо подражал итальянцам, а кто-то лихорадочно придумывал свои варианты. Но равнодушных в мире тогда не осталось. Это уж точно.

Класс и тип судна эскадренный броненосец
Принадлежность ВМС Италии
Изготовитель верфь флота в Castellammare
Строительство начато заложен 24 апреля 1873 года
Спущен на воду 8 мая 1876 года
Введён в эксплуатацию 6 января 1880 года
Выведен из состава флота в 1906 году
Статус разобран на металл в 1909 году
Основные характеристики
Водоизмещение 11 138 т
Длина 109,2 м
Ширина 19,79 м
Осадка 8,8 м
Бронирование Пояс: 550 мм стальной брони на тиковой подкладке
Оконечности: не бронированы
Башни: 350 мм стальной брони

Палуба: 50 мм

Двигатели Две паровые машины «Компаунд»
Мощность 7710 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 6 960 км экономичным ходом
Экипаж 420
Вооружение
Артиллерия 2 × 2 18″ (450-мм) нарезных дульнозарядных орудия 
Минно-торпедное вооружение 3 подводных торпедных аппарата
одна миноноска

Источники:

https://zen.yandex.ru/battlez

https://www.wikiwand.com/

10+

от admin