60 лет назад, 30 мая 1962 года, впервые поднялся в воздух самолет Т-58 — первый прототип сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-15. Этот самолет известен гораздо меньше своих современников — истребителей МиГ-21, Су-7 и МиГ-23, поскольку он никогда не поставлялся на экспорт и не участвовал ни в одном военном конфликте. Однако эта машина выпускалась в течение 15 лет, с 1966 по 1981 год, была растиражирована в 1300 экземплярах и вплоть до распада Советского Союза составляла основу авиационного компонента его противовоздушной обороны.
Пилотам Су-15 не довелось отличиться в воздушных войнах, но они многократно принимали участие в перехватах нарушителей советских воздушных границ и неоднократно их сбивали. Самыми известными случаями стало уничтожение двух южнокорейских пассажирских «Боингов»: «Боинга-707» — над Карелией 20 апреля 1978 года и «Боинга-747» — к западу от Сахалина 1 сентября 1983 года.
В первом случае корейским пилотам каким-то чудом удалось посадить подбитый самолет с полуоторванным крылом на лед озера Корпиярви и тем самым спасти почти всех пассажиров (осколками ракеты убило двух человек), поэтому широкого резонанса этот эпизод не получил. Но второй закончился гораздо трагичнее: пораженный двумя ракетами «Боинг» рейса KAL-007 упал в море, при этом погибли все 269 человек, находившихся на борту.
Расстрел KAL-007 вызвал бурю праведного негодования, а СССР был объявлен озверевшим кровавым монстром и «империей зла». Таким образом, Су-15 из 777-го ИАП ПВО нанес Советскому Союзу серьезный репутационный урон.
| Модификация | Су-15ТМ |
| Размах крыла, м | 9.43 |
| Длина самолета, м | 22.03 |
| Высота самолета, м | 4.84 |
| Площадь крыла, м2 | 36.60 |
| Масса , кг | |
| пустого самолета | 10760 |
| нормальная взлетная | 17200 |
| максимальная взлетная | 17900 |
| Тип двигателя | 2 ТРДФ Р-13-300 |
| Максимальная тяга, кН | 2 х 65,70 |
| Максимальная скорость, км/ч: | |
| у земли | 1400 |
| на высоте 12000 м | 2230 |
| Перегоночная дальность, км | 1700 |
| Практическая дальность, км | 1380 |
| Боевой радиус действия, км | 725 |
| Практический потолок, м: | 18100 |
| Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
| Экипаж, чел | 1 |
| Вооружение: |
боевая нагрузка — 1500 кг на 6 узлах подвески: две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-98 (до 20 км) и две УР ближнего боя Р-60 с ИК системой наведения. Вместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов). Допускается подвеска двух бомб ФАБ-250 или до 2 блоков УБ-16-57 с НАР типа С-5 или две НАР большого калибра типа С-24 |








