При написании статьи была использована информация исключительно из открытых источников, которая не является военной или государственной тайной!

В связи с массовыми обстрелами российской армией украинских городов ракетами и дронами Украина испытывает определенный дефицит  ракет ПВО. Помимо этого, для уничтожения относительно дешевых вражеских дронов типа «Шахед» не всегда целесообразно использовать дорогие ракеты. В связи с этим ведётся поиск альтернативных решений, и определённую популярность получила идея специализированного легкого и относительно дешевого беспилотного летательного аппарата-перехватчика. Одной из разработок такого рода стал украинский БПЛА Sting, несколько месяцев назад поступивший на вооружение.

Ответ на угрозу

Осенью 2022 г. российские фашисты начали массово применять по украинским городам и объектам гражданской и военной инфраструктуры ударные БПЛА тяжёлого класса. Достаточно быстро выяснилось, что украинская противовоздушная оборона не может в полной мере отражать такие налёты — как ввиду недостаточной численности средств ПВО, так и по причине вышеназванной экономической нецелесообразности использования против российских дронов ракет ПВО, в несколько раз превосходящие их по стоимости.

Уже в 2022-23 гг. ряд украинских и зарубежных организаций начал разработку совершенно новых зенитных систем, рассчитанных на борьбу с «Шахедами»(россияне называют их «Геранями») и иными подобными целями. В частности, была предложена идея малогабаритного беспилотника-перехватчика, имеющего оптимальные для его задач характеристики.

В 2023 г. за разработку подобного БПЛА взялась недавно организованная компания под названием «Дикі Шершні» («Дикие шершни»). Сам проект получил название Sting (англ. «Жало»). В том же году завершили проектирование и изготовили опытные беспилотники. Затем состоялись испытания, в ходе которых БПЛА подтвердил расчётные характеристики.

По неподтверждённым данным

На тот момент компания-разработчик обещала в ближайшее время начать его выпуск и наладить поставки в зенитные части. Тем не менее, запуск производства и начало эксплуатации существенно затянулось. По тем или иным причинам, первые сообщения о боевом применении «Жала» поступили только в марте 2025 г.

Тогда СМИ опубликовали несколько видеороликов, снятых бортовыми камерами перехватчиков-камикадзе. В них демонстрировался процесс перехвата ударных БПЛА российского производства. Утверждалось, что всего за четыре месяца боевого применения изделия Sting перехватили порядка 1 тысячи воздушных целей.

По известным данным, украинская ПВО продолжают применять БПЛА «Жало» для отражения комбинированных воздушных ударов российских фашистов. Кроме того, такую технику пробуют продвигать на международном рынке. Так, в начале октября 2025 г. украинские военные прибыли в Данию для участия в совместных учениях по борьбе с беспилотной авиацией потенциального противника. С собой они привезли изделия Sting, которые продемонстрировали местным военным.

Технические особенности

Изделие Sting представляет собой компактный и лёгкий БПЛА с электрической двигательной установкой, несущий аппаратуру дистанционного управления и боевую часть. Его разработчики пошли на ряд компромиссов, которые, как утверждается, обеспечили приемлемое сочетание технических характеристик, боевых возможностей и стоимости.

Планер беспилотника полностью выполняется из пластика, вероятно, методом трёхмерной печати. Он имеет цилиндрический фюзеляж с оживальным головным обтекателем и коническим хвостом. В центральной части аппарата имеется прямое крыло среднего удлинения. За ним находятся Х-образные плоскости, несущие винтомоторные группы. В хвосте расположены небольшие стабилизаторы.

Судя по опубликованным материалам, общая длина БПЛА не превышает 300-350 мм при схожем размахе плоскостей. Масса — всего несколько килограммов, и существенную её долю составляет боевая часть.

«Жало» имеет четыре электромотора с толкающими воздушными винтами. Модель и параметры двигателей неизвестны, однако они могут обеспечить высокие лётные характеристики. Аппарат может взлетать вертикально или с наклонной либо горизонтальной направляющей, а также с воздушного носителя.

Разработчики сообщают о достаточно высоких лётных характеристиках. Так, на испытаниях в 2023 г. беспилотник без полезной нагрузки в горизонтальном полёте развил скорость 325 км/ч. С имитатором боевой части скорость достигала 315 км/ч. Недавно рассказали об очередном улучшении скоростных характеристик, но конкретные числа не назывались. Дальность полёта — до 25 км. Высота перехвата — до 3 км.

С точки зрения принципов наведения и средств управления, изделие Sting представляет собой FPV-беспилотник. Под головным обтекателем скрывается курсовая видеокамера для поиска целей. Управление — только дистанционное. Оператор при работе использует очки виртуальной реальности и стандартный контроллер.

БПЛА оснащается фугасной боевой частью с массой ВВ, по всей видимости, в несколько сот грамм ВВ. Для поражения цели могут использоваться как контактный взрыватель, срабатывающий при прямом попадании, так и система дистанционного подрыва.

Изделие Sting может вертикально взлетать с любой площадки или носителя. Также демонстрировалась подвеска подобных изделий под крыло среднего БПЛА самолётного типа. В таком случае растёт боевой радиус системы, а перехватчики не расходуют заряд своих батарей.

Беспилотник-перехватчик Sting, как и ряд других украинских и зарубежных образцов, создавался специально для борьбы с российскими «Шахедами» и иными подобными аппаратами. «Дикие шершни» утверждают, что им удалось решить поставленную задачу, и серийные БПЛА уже уничтожили сотни воздушных целей.

Следует отметить, что «Жало» действительно имеет ряд положительных черт и качеств. К ним можно отнести простоту конструкции и дешевизну производства. Эти параметры имеют особое значение для Украины, против которой страна-агрессор использует тысячи «Шахедов».

Утверждается, что Sting имеет достаточно высокие для такой техники лётно-технические характеристики. Скорость полёта более 300 км/ч должна упростить погоню за воздушными целями. Также заявлена высокая манёвренность, за счёт которой перехватчик должен поражать цель прямым попаданием.

Впрочем, целый ряд факторов может помешать использованию преимуществ подобной техники. Они способны затруднить боевое применение, помешать выходу на воздушную цель, а также сорвать атаку. Кроме того, существует постоянный риск потери перехватчика.

Источником технических рисков является двусторонняя радиосвязь, обеспечивающая передачу видеосигнала с БПЛА и команд с операторского пульта. Современные станции радиоэлектронной борьбы могут подавить такие каналы. Это затрудняет применения «Жала» на фронте или в ближних тылах. Кроме того, ударные БПЛА могут нести собственные станции постановки помех, защищающие их от FPV-перехватчиков.

Sting имеет высокую скорость и действительно может догонять «Шахеды» и подобные им БПЛА. Однако дальность и продолжительность полёта серьёзно ограничены. В ряде ситуаций такой перехватчик может не успеть выйти на цель. Кроме того, у оператора будет только одна-две попытки атаки.

Для компенсации этих технических особенностей необходима правильная организация ПВО. Нужны средства своевременного обнаружения воздушных целей, системы передачи данных, управления и координация зенитных средств и т.п.

Автор: Рябов Кирилл

от admin