4+

Родился Исаму Касиидэ в феврале 1915 года в прибрежном посёлке Касивадзаки уезда Карива префектуры Ниигата. В 1934 году он поступил в лётную школу Императорской армии Японии в городе Токородзава, которую окончил в ноябре 1935 года. Затем он поступил в школу лётчиков-истребителей в г. Акено. Первым местом службы Касиидэ стал 1-ый авиаполк, вооружённый бипланами Kawasaki Ki-10. В июле 1938 года Касиидэ был переведён в 59-й Сентай в Китае и вооружённый истребителями Nakajima Ki-27, однако, он практически не принимал участие в боевых действиях. С сентября 1939 года он участвовал в боях на Халхин-Голе, где заявил о семи воздушных победах. Из этих семи побед официально подтверждены два сбитых И-16. После завершения конфликта авиагруппа, в которой проходил службу Касиидэ, была перебазирована обратно в г. Ханькоу, Китай.

В начале 1940 года Касиидэ был переведён в 4-й Сентай, базировавшуюся на острове Тайвань. В декабре того же года Касиидэ поступил в Академию Военно-воздушных Сил Императорской армии Японии, которую закончил в июле 1941 года, а в октябре 1941 года он был повышен в звании до младшего лейтенанта. До начала боевых действий на Тихом океане и во время Филиппинской операции Касиидэ выполнял вылеты на Ki-27, но не смог одержать новых воздушных побед. В апреле 1943 года ему было присвоено звание лейтенанта.

В середине 1943 года 4-й Сентай получил новые двухмоторные тяжёлые истребители Kawasaki Ki-45 Toryu («Драконоборец»), вооружёнными одной 37-мм и одной 20-мм пушкой; переучился на новый тип самолёта и Касиидэ. Вскоре выяснилось, что двухмоторные истребители плохо подходят для сопровождения бомбардировщиков – основной предполагаемой роли. Однако, вооруженные 37-мм пушкой, Ки-45 идеально подходил к роли “Убийцы дракона” – В-29.

В ночь с 14 на 15 июня 1944 года американские бомбардировщики В-29, базировавшиеся на китайском аэродроме, совершили налет на Японию. Во время налета, бомбардировщики пытались разрушить сталелитейный завод в Яхате, а часть, в которой служил Касиидэ, как и другие истребительные части, пытались помешать американцам осуществить их план. Вернувшись на базу, лейтенант Касиидэ заявил две уверенные победы и одну вероятную. 20 августа, во время дневного налета, Касиидэ повторил свой успех и заявил три сбитых и три поврежденных самолета.

Исаму Касиидэ, вспоминает, какой шок он пережил, впервые встретившись с американскими В-29:

“Я летел над индустриальным районом на севере Кюсю. Командир части отдал приказ: “Самолеты противника бомбят важные объекты. Всем истребителям – в атаку!” В этот момент вспыхнули наземные прожектора. Наконец, я заметил американский четырехмоторный бомбардировщик и испугался. Я, конечно, знал, что В-29 большой самолет, но действительность превзошла все мои предположения! Теперь стало ясно, почему В-29 получил название “Суперкрепости”, ведь он был гораздо больше “Летающей крепости” В-17. Силуэт бомбардировщика, вычерченный в небе лучом прожектора, напомнил мне кита, резвящегося в море… Я был поражен его размерами!”

Вернувшись на базу, Касиидэ подверг критике мелкокалиберное вооружение японских истребителей:

“Известно, что против крупных самолетов, пулеметы калибра 7.7-мм и 12.7-мм неэффективны. Даже 20-мм пушки не дают желаемого результата. Чтобы бороться с В-29, нам надо оснастить наши истребители 37-мм противотанковой пушкой. Нашим девизом должно стать правило “Один выстрел – одно попадание”.

Вскоре он разработал тактику боя с В-29 и обучал этой ей своих подчиненных. Уже после войны Касиидэ рассказывал об этом так:

«Приближаешься к бомбардировщику на 1000 метров. В-29 оснащен 13 пулеметами. Если атаковать самолет с передней полусферы, то в твою сторону будет развернуто 10 из них. Я всегда заходил спереди и всегда первым атаковал. Противник немедленно открывал ураганный огонь. Скажу вам, что это не очень приятно чувствовать себя пойманным на мушку. Если начинали сдавать нервы, я закрывал глаза и считал до трех. Открыв глаза я обнаруживал себя в 200 метрах от противника. На расстоянии от 200 до 150 метров я выверял прицел. Сблизившись до 100 метров, уходил чуть вниз, сблизившись до 80 метров открывал огонь, затем резко пикировал и шел прямо вниз.”

27 января 1945 года Касиидэ сбил над Токио В-29 из 878-й бомбардировочной эскадрильи 499-й бомбардировочной авиагруппы. Бомбардировщик “Rover Boy Express” получил прямое попадание 37-мм снаряда. Один из членов экипажа В-29 – 22-летний штурман Раймонд Халлоран – смог выпрыгнуть с парашютом.

8 мая лейтенант Касиидэ за отвагу, проявленную в боях с бомбардировщиками противника, был представлен к “Букосё”. Генерал-лейтенант Исаму Йокояма объявил летчику благодарность в приказе:

“27 марта 1945 года награжденный во время налета противника на северный район острова Кюсю предпринял стремительную атаку и сбил три В-29, повредив при этом еще несколько машин. Этот успех стал возможным благодаря отменному боевому духу и отличной тактике ведения боя. Этот подвиг прославил Императорские боевые эскадрильи. Боевой счет пилота выше всяких похвал. Таким образом, он достоин получить Букосё 2-го класса.”

До конца войны Касиидэ заявил 26 побед над В-29 (еще семь побед он одержал над Халхин-Голом). Историки до сих пор спорят относительно этих результатов. Однозначно подтверждены победы только над семью В-29 и двумя И-16. Даже если это так, многие пилоты японской армейской авиации утверждают, что в одиночку сбить В-29 дело почти невозможное.

17 сентября 1985 года Касиидэ встретил Раймонда Халлорана, сбитого им 40 лет назад. Оба летчика пожали друг другу руки и порадовались тому, что уцелели во время войны. Умер Исаму Касиидэ в мае 2003 года.

4+

от admin