13+

Все знают, что с возрастом никто моложе не становится… То же самое и с техникой. Разумеется, что решения, которые были актуальны 40 лет назад не всегда подходят для современности и некоторые преимущества танков бывшего СССР со временем стали их недостатками.

Бортовые коробки передач.

Танки СССР начиная с Т-64 оснащаются весьма нестандартной трансмиссией. Вместо полноценного блока, КПП делится на две бортовые коробки, работающие независимо друг от друга. Это позволило снизить потери мощности от мотора к ведущим колесам и гусеницам, а также благодаря этому уменьшились размеры МТО.

Однако за всё пришлось платить… Малые размеры лишили Т-64 и Т-72 модернизационного ресурса бортовых коробок передач. Причина кроится в малых размерах. Чтобы решить задачу по повышению мощности силовой установки необходимо создать совершенно новую КПП, причём не факт, что её получится вписать в размеры имеющегося МТО.

Ещё один недостаток – скорость заднего хода. Максимальная скорость заднего хода Т-72 не превышает 5 км/ч, как говорится-«ни шагу назад») На фоне таких показателей, Т-80 просто «летает» – 11 км/ч. Но даже этого в наши дни бывает недостаточно. К примеру, японский танк Тип 10, способен двигаться с максимальной скоростью 70 км/ч как вперед так и назад. Кто-то может возразить – «а зачем эта скорость назад вообще нужна?» Вопрос хороший… Давайте представим ситуацию, когда танк выскочив из-за укрытия произвел выстрел в танк противника,но промахнулся либо снаряд не нанес критических повреждений . В таком случае, экипажу вовсе не обязательно изображать из себя джентльмена на дуэли и дожидаться ответного выстрела, рациональнее будет все же уйти за укрытие и уже после этого подыскать более удачную позицию для следующего выстрела. С танком типа Т-72 такой финт не получится провернуть, так-что танкистам остается только молиться, что бы противник тоже промахнулся. Можно конечно попробовать развернуться, при этом подставив противнику борт или еще хуже-корму, но тогда вероятность уцелеть вообще сводится почти к нулю. Постановка дымов тоже не всегда помогает в подобной ситуации, хотя бы по причине того, что СУО(система управления огнем) на большинстве западных танков «запоминает» местоположение цели, и даже если маркер цели пропал из видимости, орудие все равно продолжает смотреть туда где она до этого находилась.

Автомат заряжания.

Избитая тема, касающаяся расположения боеприпасов давно освещена в интернете и печатных изданиях. И всё же, при создании автоматики, инженеры решали две задачи – повышали скорострельность и улучшали живучесть боевых машин и как следствие – спасали экипажи.

Наверняка многие знают, что по статистике Второй мировой войны примерно 70% попаданий приходится в башню танка – остальные 29% в корпус и 1% или того меньше, в нижнюю лобовую деталь. В связи с этим, лобовая броня плюс малый силуэт и снаряды размещенные только в корпусе позволяли спасти танкистов в большинстве боевых случаев, а если говорить о капонирах для танков, в которых корпус спрятан, то защита становится едва ли не ультимативной.

Однако в наши дни, статистика попаданий изменилась с точностью до наоборот. Теперь большая часть попаданий снарядов и ПРТУРов приходится как раз в корпус танка, где как раз и располагается боекомплект автомата заряжания. Разумеется, что попадание вражеского снаряда в БК не приводит ни к чему хорошему, и если у экипажей западных танков, в которых большая часть БК расположена в изолированном отсеке ниши башни, имеется реальный шанс пережить такое попадание, то у танков типа Т-64 , Т-72 или Т-80 шансов нет!

Кроме того, карусельный автомат заряжания не позволяет применять в нем новые снаряды, имеющие по сравнению со старыми другие габаритные размеры. То есть такой тип АЗ вынуждает использовать боеприпасы старого типа, которые уже не способны пробивать лобовую броню большинства современных танков.

Размеры и масса.

Ранее, даже в 70-е и 80-е годы размеры танка имели большое значение. Чем меньше был силуэт, тем меньше было шансов получить снаряд в броню. И всё же… В наши дни, при открытом боевом столкновении размеры танка играют меньшую роль, чем в прошлом веке. К тому же, в советское время, танки проектировались с учетом возможности их транспортировки по железной дороге и через мосты, что накладывало серьезное ограничение на их размеры и массу. Советский танк не должен был весить больше 38, максимум 40 тонн. Из этого следует еще одно серьезное модернизационное ограничение, ходовая танка, при разработке, просто не рассчитывалась на то, что танк может со временем заметно потяжелеть. А как вы понимаете, повысить защищенность танка и не увеличить при этом его массу почти нереально. Стало быть придется полностью перепроектировать подвеску танка, что не всегда возможно, да и гусеницы шире не сделаешь, а с возросшей массой увеличится и удельное давление на грунт, танк станет вязнуть и его маневренность заметно снизится.

Источник:https://zen.yandex.ru/vartehnologe

13+

от admin