10+

Когда то флот СССР был вторым по численности и мощи в мире. После американцев конечно. И было в его составе много кораблей — больших и малых, крейсеров и эсминцев. с атомной ГЭУ и нет. Вот как раз о одной серии и поговорим.

При Союзе появились на свет 17 эсминцев проекта 956 «Сарыч». Это были последние корабли своего класса в СССР. И была у них одна особенность — это были единственные в мире эсминцы III-поколения с котлотурбинной установкой. Она же КТУ.

Справедливый вопрос возникает, а зачем им она? Неужели не было более современных? Были. Для их постройки был даже целый завод в Украине. Тогда он назывался Южный газотурбинный завод в Николаеве (сегодня это Зоря-Машпроект).

Однако завод был занят производством двигателей для БПК проекта 1134-Б и сторожевых кораблей проекта 1135. При всем желании николаевцы не смогли бы в срок все построить.

А в это время, на ленинградском Кировском заводе, на котором могли производить только допотопные котлотурбинные установки простаивал целый цех. Вот ему и решили заказы выдать. Тем более главком ВМФ Горшков это одобрил после совещания с министром судостроительной промышленности Б.Е.Бутомой. Вот здесь считайте и подписали приговор этим кораблям.

Конечно, в пользу КТУ был один единственный фактор: они работали на мазуте или даже на сырой нефти, а большинство других установок на дизеле. Дизтопливо относительно дорогое и в условиях войны с ним могли возникнуть перебои. А в котлотурбинную установку можно хоть навоз лошадиный загружать, она все равно будет работать.

Хотя стоит сказать, что КТУ которую планировали делать в Ленинграде, была, если можно так выразиться, вершиной «паровозостроения». Новая КТУ должна была стань началом для нового поколения таких двигателей — важной составляющей стало применение прямоточных котлов. Именно на них делалась ставка. Но, как говорится-не сложилось, не «шмогли», котлы оказались не рабочими. Пришлось менять на высоконапорные.

Вот и поставили на корабли два КТУ ГТЗА-674 с единой мощностью в 100 000 л.с. У его заокеанского визави эсминца типа «Спрюэнс» 4 ГТ General Electric LM2500 выдавали 80 000 л.с.

На эсминцах «Современный»«Отчаянный»«Отличный»«Осмотрительный»«Безупречный» и «Боевой» стояли высоконапорные паровые котлы КВН-98/64. Они давали 98 тонн пара в час при давлении 64 кгс на кв.см. А начиная с шестого корабля «Стойкий» установили более надежные КВГ-3 с естественной циркуляцией воды. Парили эти котлы конкретно — 110 тонн пара в час при температуре 460—475 градусов.

Питательная вода для производства пара проходила через ионообменные фильтры для её последующей очистки и умягчения. Вот здесь как раз и кроется самая большая проблема. Котлы были очень требовательны к качеству воды, особенно к содержанию кислорода в ней. Если их что то не устраивало, то они тут же выходили из строя . Механики на кораблях постоянно мучались с ними. Ведь система воды была открытой и контактировала с воздухом, а это вредило её качеству. Нет котлов, нет корабля. Вот от того они больше стояли на ремонте чем ходили в море.

От того и дымят они так сильно. Потому-что установки практически постоянно работают в нештатном режиме. В очень редких случаях, механикам, титаническими усилиями удается на короткое время отрегулировать установку и дым белеет, но не надолго.

Сами корабли для своего времени, по идее, были неплохие, но только при условии если бы на них стояла нормальная силовая установка. А силовая установка это сердце корабля, без нее он просто большое железное корыто мирно колышущееся на поверхности воды. На сегодняшний день в ВМФ РФ находится три таких «Сарыча».

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5d9e1fc38d5b5f00b0d8dd8f

10+

от admin