16+

Потеря флагмана Черноморского флота, ракетного крейсера «Москва» очень болезненна для России как с военной, так и с психологической точек зрения. Министерство обороны рф не называет истинные причины катастрофы, придерживаясь версии о том, что корабль погиб вследствие пожара и последующей детонации боезапаса. При этом, как следует из данных перехвата, экипаж крейсера подтверждает, что по крейсеру был нанесен ракетный удар. Не менее интересными являются события, которые произошли после того, как крейсер пошел на дно. 

Как известно, российский крейсер затонул 14 апреля. А уже 22 апреля, в район гибели «Москвы» прибыло спасательное судно «Коммуна». Хотя этому судну уже более 100 лет, оно вполне способно выполнять свои функции. К примеру, на «Коммуне» есть батискаф АС-28(так же довольно древний, построенный еще в СССР в 1986 году. прим. редакции), который может погружаться на глубину до 1000 м. Складывалось впечатление, что русские сильно торопились поднять то, что находилось на затонувшем крейсере.

Ряд СМИ начали утверждать, что речь может идти об извлечении со дна секретных документов или шифровальных устройств. Однако, такая версия выглядит несколько натянуто — ведь крейсер затонул не сразу. Некоторое время он еще оставался на плаву и его даже пытались буксировать. Значит, моряки могли достать документацию из сейфа. Это же относится и к секретному оборудованию, которое собычно оснащается системой подрыва, позволяющей его мгновенно уничтожить. Можно разве что предположить, что в хаосе и неразберихе кто-то не выполнил свои обязанности(либо просто не мог их выполнить по причине смерти. прим. редакции).

С борта затонувшего флагмана могли пытаться извлечь вооружение. А его там было немало. «Москва» имела 16 противокорабельных маневрирующих ракет «Вулкан», 64 зенитных ракет ЗРК С-300 «Форт», 40 ракет ЗРК «Оса», а также десять 533-мм тяжелых торпедных аппаратов. При этом можно предположить, что значительная часть этих боеприпасов была уничтожена в результате атаки. Если какие-то ракеты и уцелели, то после двухнедельного пребывания под водой они могли прийти в негодность. Но если бы они попали в руки, например, американцам, то представляли бы весьма интересный материал для изучения.

Некоторые издания стали продвигать версию о том, что русские хотят поднять на поверхность тела погибших моряков. Хотя, глядя на то, как воюет российская армия в Украине, такое стремление кажется совсем уж фантастическим.

Но возможно ли вообще поднять такой корабль со дна? По последним данным, «Москва» залегает на относительно небольшой глубине  – 58 метров. Однако поднять судно с длиной корпуса в 186 метров  — крайне сложная и затратная операция. Трудно представить, чтобы русские занялись этим сейчас — во время войны, да еще и в территориальных водах Украины. К слову, по данным эхолокации, огромный корабль вообще разломился на две части.

Возникают вопросы и по поводу практического смысла такой затеи. Крейсер, конечно, был символом и флагманом Черноморского флота, но этого, наверное, недостаточно для проведения такой дорогостоящей и сложной операции. Да и вернуть его в строй невозможно. С другой стороны, поднять его со дна вполне реально. Во всяком случае, подобное уже происходило, причем в гораздо более сложных условиях.

Так, в августе 1974 года американцы подняли со дна Тихого океана часть советской подводной лодки К-129, которая затонула шестью годами ранее во время патрулирования и покоилась на глубине в 5000 м. Американцы знали, что на корабле имеются пусковые установки баллистических ракет, а также торпеды, оснащенные ядерными зарядами. Они решили завладеть строго охраняемыми советскими секретами. Чтобы достать обломки со дна, было построено судно Hughes Glomar Explorer, оснащенное специальным подъемным краном. И хотя операция прошла не слишком успешно – во время подъема корпус подводной лодки лопнул, и ее половина снова ушла на дно, но американцам все же удалось захватить две торпеды.

Другой пример — извлечение российской атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море в 2000 году. Ее обломки покоились на глубине 108 м. Через год часть субмарины была поднята со дна кранами, поставленными на баржу, и отбуксирована на верфь в Росляково.

И самый свежий пример — норвежский фрегат «Хельге Ингстад». В ноябре 2018 года, в результате столкновения с мальтийским танкером «Sola TS» недалеко от Бергена, корпус фрегата разорвало, он стал набирать воду. Экипаж попытался спасти фрегат, но борьба за живучесть закончилась неудачно. В январе 2019 года норвежцы извлекли с фрегата торпеды, а в следующем месяце подняли сам корабль, отбуксировав его на ближайшую базу. Впрочем, оказалось, что вернуть его в строй нереально, поскольку возможный ремонт обойдется дороже, чем постройка аналогичного корабля с нуля.

Поэтому единственной версией эпилога «Москвы» является поиск ядерных боеголовок, которые могли еще оставаться на ракетах «Вулкан». После завершения работ, россияне, скорее всего, подорвут остатки корабля или же вообще потеряют интерес к бывшему флагману чф рф, который уже занесен в реестр подводного культурного наследия Украины.

Автор: Михаил Жирохов

Источник:https://flot2017.com/

Фотографии взяты из открытых источников и добавлены в статью ЕНОТОМ

 

16+

от admin