2+

 

18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую «Жар-птицу». Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название — «войскового».

4 июля 1932 года создание этого самолета было поручено коллективу Харьковского Авиационного завода опытного и серийного самолетостроения (ХАЗОСС), под руководством директора и главного конструктора К.А.Калинина. В апреле 1933 года экспертам НИИ ВВС были предоставлены эскизные проекты будущего самолета, причем в трех вариантах. Один — традиционной схемы, второй — двухбалочный рамный самолет, и третий — схемы летающее крыло. Последний вариант казался наиболее интересным. Калинин убедил начальника НИИ ВВС В.К.Лаврова остановиться именно на этой схеме. По его мнению такой самолет имел бы большую маневренность и лучшую защищенность благодаря уменьшению мертвых зон обстрела, работа началась с продувки макетов в аэродинамической трубе ХАИ и с учетом полученных данных в сентябре 1933 года был предоставлен второй эскизный проект.

Проектом предусматривалась так же гражданская модификация самолета на 11 пассажиров с багажом. Чтобы окончательно проверить теоретические расчеты был построен пилотируемый фанерный планер — копия в масштабе 1:2. Летчик П.О.Борисов совершил на нем больше ста успешных полетов. Такая методика в наши дни получила широкое применение. В 1935 году КБ Калинина перевели на новое место — в Воронеж. Вследствие этого постройка опытного самолета задержалась почти на год. В июле 1936 года К-12 выкатили на летное поле. Пилотировал первый полет летчик испытатель Борисов.

Было проведено 46 испытательных полетов, и в начале октября 1936 года его перегнали на подмосковный аэродром НИИ ВВС, где начались уже государственные испытания. Управление самолетом, ввиду его необычной схемы, оказалось непривычным для многих пилотов, что в конечном итоге сыграло плхую роль в судьбе самолета. В конце 1937 года Калинину, для дальнейшей доводки самолета был предоставлен один из авиационных заводов. В течение двух месяцев на машину установили более мощные двигатели М — 25 с винтами изменяемого в полете шага, убирающееся шасси с электроприводом и несколько измененное вооружение. В таком виде самолет К-12 был уже рекомендован для серийного производства.

После коротких, но напряженных испытаний весной 1938 года бомбардировщик К-12 одобрила государственная комиссия и был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. 1 апреля 1938 года Калинина арестовали по ложному обвинению. Вскоре после ареста, не выдержав лишений, он умер в воронежской тюрьме.

К-12 еще некоторое время строился малой серией из десятка самолетов, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены, самолеты разобрали и отправили на склад, где и были уничтожены во время бомбардировок в период Второй мировой войны. Дальнейшая тема развития самолетов бесхвосток в СССР так и не получила.

ТТХ;
Экипаж, человек-3
Длина, метров-10,3
Размах крыла, метров-20,9
Площадь крыла,м2-72,7
Масса пустого, кг-3210
Нормальная взлётная масса, кг-4200
Силовая установка-2хПДМ-22
Мощность, л.с.-2х480
Крейсерская скорость, км/ч-189
Максимальная скорость км/ч-228
Практический потолок, м-7170
Вооружение, пулеметы, мм-2х7,62
Бомбовая нагрузка, кг-500

2+

от admin