3+

Идея двухместного истребителя владела умами многих конструкторов 1920-30-х годов. По сравнению с одноместными истребителями, такие машины должны быть более эффективны при атаке бомбардировщиков, да и защитись себя в воздушном бою, тоже могли намного лучше. Однако все осложнялось техническими возможностями — двухместный истребитель всегда тяжелее и больше одноместного, к тому же имеет худшую аэродинамику, в то время как авиадвигатели, все ещё не могли похвастать особой мощностью. Соответственно, выигрывая в одном, самолет неизбежно проигрывал в другом.

Работы над рядом самолетов с общим обозначением «ДИ» (двухместный истребитель) велись и в СССР. 2И-Н1 (1926 г.) и ДИ-2 (1929 г.) Н.Н.Поликарпова, ДИ-3 (1931 г.) Д.П.Григоровича, ДИ-4 (1933 г.) А.Лявиля — было их много, но не один из них так и не дошел до серийного производства. Так продолжалось до 1935 года, пока, группе в ОКБ Сергея Александровича Кочеригина,  под руководством Владимира Панфиловича Яценко, не удалось  все-таки сделать невозможное —  создать такой  двухместный истребитель, который был полностью конкурентоспособен в бою с одноместным. Назывался он ДИ-6, и был одним из самых необычных в истории бипланов.

По большому счету, Кочеригин и Яценко ничего нового не изобрели, но лишь рационализировали старое и хорошо известное. ДИ-6 имел убирающиеся шасси, кабина стрелка закрывалась прозрачным фонарем, а нижнее крыло сопрягалось с фюзеляжем хорошо обтекаемыми зализами. Как результат — по своим скоростным качествам ДИ-6 не уступал современным ему одноместным истребителям-бипланам И-15 и И-15бис. Интересно, что по габаритам ДИ-6 также соответствовал И-15 — И-153. Добиться этого удалось за счет исключительно плотной компоновки.

В 1935 году ДИ-6 успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство. С 1937 г. он выпускался уже с более мощным и высотным мотором М-25В (взамен М-25, лицензионного «Райт-Циклон»). Более того, ДИ-6 не только выпускался серийно, но и успел повоевать — действовать необычному истребителю пришлось в Монголии, в 1939 г.

Но к началу 1940-х г.г. бипланы, даже самые совершенные, уже устарели морально. Дальнейшее продолжение работ по совершенствованию «ДИ-6» было нецелесообразным.

Всего, за время выпуска с 1936 по 1938 г.г. было построено 222 двухместных истребителя ДИ-6.

Конструкция истребителя ДИ-6:

Истребитель ДИ-6 представлял собой двухместный биплан смешанной конструкции и имел ферменный, сварной из труб фюзеляж, металлические стойки крыльев, деревянные лонжероны крыла и полотняную обшивку крыльев и хвостовой части. На самолете устанавливался двигатель М-25 («Райт-Циклон») мощностью 640 л.с, закрытый кольцевым капотом, а впоследствии, на М-25В мощностью 700 л.с. Запуск двигателя был возможен от электростартера, ручного привода и через храповик на винте.

Самолет ДИ-6 имел убирающееся шасси, такое решение позволило значительно снизить аэродинамическое сопротивление. Для самолета было разработано и лыжное шасси, также убирающееся в центроплан.

Вооружение составляли три пулемета ШКАС: два из них были установлены в нижнем крыле вне диска винта и один на шкворневой установке для защиты задней полусферы. На наружной подвеске истребитель мог нести до 50 кг бомб (по 8—10 кг каждая).

ЛТХ:

Размах крыла, м
   верхнего   9.94
   нижнего   7.43
Длина, м   6.87
Высота, м   3.20
Площадь крыла, м2   25.16
Масса, кг  
  пустого самолета   1360
  нормальная взлетная   2033
Тип двигателя   1 ПД М-25
Мощность, л.с.   1 х 700
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   324
  на высоте   372
Крейсерская скорость , км/ч   313
Практическая дальность, км   550
Скороподъемность, м/мин   611
Практический потолок, м   7700
Экипаж   2
Вооружение:   три 7.62-мм пулемета ШКАС
возможна подвеска 50 кг легких бомб

Модификации самолета ДИ-6:

  • ДИ-6и — базовая модель, с 3-я пулеметами и двигателем М-25, впоследствии М-25В.
  • ДИ-6Ш — штурмовик. Вооружение самолета включало четыре пулемета ПВ-1, которые устанавливались под нижним крылом. Спинка и чаша кресла пилота бронировались. Выпущено 60 экземпляров.
  • ДИ-6бис — тренировочный самолет с не убирающимся шасси. По сравнению с ДИ-6, скорость снизилась на 30 км/ч.
  • ДИ-6УТ — учебно-тренировочный вариант, предназначенный для обучения летчиков.

Боевое применение  истребителя ДИ-6

В воздушных боях с японской авиацией в Монголии летом 1939 г. самолеты ДИ-6 эффективно боролись не только с бомбардировщиками, но и истребителями противника. Зимой 1939 г. во время советско-финляндской войны против наземных войск успешно действовали истребители штурмовой модификации ДИ-6Ш. Самолеты ДИ-6 также принимали активное участие в боевых действиях в первые месяцы Второй мировой войны.

В Борисоглебской летной школе несколько истребителей ДИ-6 были переделаны в учебно-тренировочные с двойным управлением (при этом использовались узлы и детали от самолетов Р-5 и УТИ-4). Задний пулемет на них не устанавливался. Машины оказались удачными, и серийно было выпущено несколько экземпляров.

Источники:

http://armedman.ru/

http://www.airwar.ru/

http://oruzhie.info/

Крылья Родины. Николай Сойко. Затерявшийся в строю

Крылья Родины. Ивнамин Султанов. Истребитель ДИ-6

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

3+

от admin