2+

111 лет назад, 30 октября 1910 года на 2-м Парижском международном авиасалоне всеобщее внимание привлек необычный экспонат — первый в мире безвинтовой самолет, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель «Клерже» мощностью 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.

Крыльчатка размещалась у входа в похожий на ведро кольцевой тоннель, окружавший носовую часть фюзеляжа. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь «очень мощный пылесос» с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.

За счет четырехкратного повышающего редуктора — мультипликатора крыльчатка могла вращаться со скоростью 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. Она могла только кататься по земле. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких доказательств он представить не смог.

Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для подъема в воздух самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на семи тысячах оборотов в минуту, но при такой скорости вращения его разорвало бы центробежной силой. Да и мотор для этого требовался гораздо более мощный. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.

Кстати, данное в российской Википедии описание силовой установки самолета Коандэ, как якобы имевшей реактивные камеры сгорания, абсолютно не соответствует действительности, равно как и описание его полета «при огромном стечении публики», взятое из журнала «Техника-молодежи» за 1967 год. Вся эта история — чистый вымысел то ли самого Анри Коандэ, то ли автора журнальной статьи. И этим она тоже очень похожа на историю самолета Можайского.

Автор:Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
2+

от admin