6+

Наверняка вы много раз видели фотографии летчиков в защитных шлемах ЗШ-7А. Шлем этот уже довольно устаревший, появился он еще в СССР в середине 80-х годов, но до сих пор используется в ВВС некоторых странах постсоветского пространства. Данный шлем имеет в верхней части пять характерных отверстий, назначение которых знает далеко не каждый. Давайте выясним для чего же они нужны.

Называются они- «компенсационные отверстия», или «порты», кому как нравится. И у них две цели. Первая цель, очевидная — вентиляция головы, чтоб мозги не вскипели.  А вторая цель, наверное, важнее . В летный шлем ЗШ-7А(защитный шлем) встроен пиротехнический патрон. При катапультировании автоматически  срабатывает пиромеханизм который опускает светофильтр. И как раз через отверстия выходят пороховые газы.

В следующую секунду летчик оказывается под напором встречного потока воздуха. Который, опять же, проходит через порты. Если их не будет, шлем может просто сорвать с головы летчика, а на сверхзвуке может и вместе с головой(хотя вряд ли). Надеюсь, картину поняли и представили.

Что интересно, на первых моделях защитного шлема ЗШ-7 этих отверстий не было и не было пиропатрона. Пиромеханизм опускания светофильтра появился на более поздней модификации-ЗШ-7А, всего было 8 модификаций этого шлема которому, положа лапу на сердце, уже лет 20 как место в музее, а не в боевой авиации.

МОДИФИКАЦИИ ЗШ-7

  • ЗШ-7 базовая (опытная) модель. Без пяти отверстий и без пиропатронов закрывания светофильтра;
  • ЗШ-7А — основной тип. Появились пять отличительных отверстий, окантованных металлическими шайбами, уменьшающих действие аэродинамических сил при катапультировании и автоматический пиромеханизм опускания светофильтра;
  • ЗШ-7АП — возможность монтирования НВУ-7;
  • ЗШ-7АПН — отличается от ‘АП’ низкоомными телефонами (в ‘А’ и ‘АП’ — высокоомные);
  • ЗШ-7АС — встроенная гарнитура специальной связи;
  • ЗШ-7АПС — отличается от ‘АС’ возможностью монтирования НВУ-7;
  • ЗШ-7АБ — отличается от ‘АС’ противоосколочной защитой каски и светофильтра. В конструкции кроме стеклопластика применен кевлар;
  • ЗШ-7В — вертолетный. В основе ЗШ-7АБ, но с НВУ и без аэродинамических отверстий. Отличается также защитным (зеленым) цветом.

Источники:

https://ru.depositphotos.com/

https://zen.yandex.ru/warpig

https://ru.wikipedia.org/

6+

от admin