Одним из явных показателей мощи современного флота является наличие в нем авианосцев. Грубо говоря, если у страны нет авианосцев то она вряд ли может называться военно-морской державой. Строго говоря ВМС США имеют 11 авианосцев, еще 9 являются авианесущими кораблями. Обе эти разновидности кораблей имеют довольно большую палубу, однако первая группа называются суперавианосцами, а вторая — десантными кораблями.

Давайте разберёмся, зачем американским военным нужно два вида этих кораблей, и в чём их отличие? Почему они относятся к разным родам войск и никогда не работают вместе?

Итак если мы визуально сравним оба этих вида кораблей, то один явно больше другого. В среднем американский суперавианосец имеет длину в 333 м. Средняя же длина десантных кораблей США составляет 259 м. Эта разница в длине составляет всего лишь 74 м, что на первый взгляд не так уж и много. Однако именно эта разница определяет функции и задачи, возложенные на оба вида кораблей.

Так например десантные корабли используют свои палубы для взлёта и посадки только тех летательных аппаратов, которые способны делать это вертикально. Сюда относятся все вертолёты, а также конвертопланы V22 Osorey, самолёты, оснащённые системой вертикального взлёта и посадки F-35B и AV-8B Harrier.

Именно поэтому официальное обозначение этих десантных кораблей звучит как Landing Helicopter Dock (LHD) или же Landing Helicopter Assault (LSA). Что переводится как Посадочный Вертолётный Док или Посадочный Вертолётный Десант.

Когда авиация, базирующаяся на этих кораблях, участвует в выполнении боевого задания, то оно как правило заключается в оказании краткосрочной поддержки с воздуха меньшим десантным кораблям или же сухопутным силам. Это связано с тем, что вертолёты и «Хариеры» не имеют достаточного радиуса действия для поддержания постоянного господства в воздухе.

Как раз в этом и кроется главное отличие с тем, как ВМС США использует свои суперавианосцы. Так например авианосцы класса Нимиц или Форд больше похожи на плавучие аэропорты. Такая дополнительная длина палубного пространства позволяет суперавианосцам запускать и сажать самолёты, не оснащённые системой вертикального взлёта и посадки.

Эти обычные тяжёлые самолёты, которым нужна катапульта для взлёта и система принудительной остановки при посадке, способны выполнять более тяжёлые задачи для поддержания господства в воздушном пространстве. Они ведут разведку, радиоэлектронную борьбу, а также поддерживают сухопутные войска в наступательных операциях. И всё это увеличивает долгосрочность миссии любого суперавианосца.

Также здесь нужно отметить, что различия этих двух типов кораблей кроятся не только снаружи, но и внутри. Так уж вышло, что незначительное изменение длины, ширины и осадки корабля очень значительно влияет на его объём. Изменение линейных размеров судна увеличивает его объём пропорционально кубу, т.е. третьей степени.

Это значит, что визуально чуть более массивный корабль может быть в 2 а то и 3 раза больше, чем тот, который кажется незначительно меньше. Отсюда следует и экономия в металле при строительстве, и экономия топлива при движении по воде. Ведь на постройку двух небольших кораблей металла уйдёт гораздо больше, чем на постройку одного большого. И топлива они будут потреблять больше.

Именно это делает суперавианосцы чрезвычайно вместительными. Большой объём им нужен не только для того, чтобы прятать все имеющиеся летательные аппараты внутрь, но также и ремонтировать их, и содержать много запчастей. Плюс ко всему суперавианосец содержит в себе много бомб и ракет для летающего крыла. По сути суперавианосец — это не только плавучий аэродром, но и рембаза, а также огромный склад с боеприпасами.

Так средний суперавианосец имеет склад боеприпасов, который в 23 раза больше, чем склад боеприпасов на среднем десантном корабле. Это значит, что суперавианосец может непрерывно на протяжении двух недель высаживать через свою авиацию весь этот объём бомб и ракет без необходимости пополнения. При этом скорость расхода бомб и ракет будет зависеть от скорости взлёта и посадки самолётов с палубы.

Что же касается продолжительности использования боеприпасов на десантном корабле, то она исчисляется сутками, а не неделями работы авиации. Однако меньше не всегда значит хуже. Потому что десантные корабли класса LHD имеют затапливаемую часть внутреннего пространства, которая называется колодцем.

Это такой своеобразный бассейн, который можно заполнить забортной водой или же осушить. Так вот этот колодец в среднем вмещает до трёх суден на воздушной подушке, или же до 12 механизированных десантных катеров, или же до 40 бронетранспортёров, в зависимости от целей операции и поставленных задач.

В сочетании с авиационной поддержкой, эти десантные корабли незаменимы в операциях, которые подразумевают быструю высадку на сушу под прикрытием с воздуха. И это как раз то, чего не может обеспечить суперавианосец. Фактически десантные корабли являются плавучей базой для морской пехоты США.

Именно поэтому суперавианосцы относятся к военно-морским силам США, а десантные корабли — к корпусу морской пехоты США.

И ещё есть важный момент, о котором необходимо упомянуть — это разница в сопровождении. Так суперавианосец всегда идёт при поддержке мощного эскорта из ракетных крейсеров и катеров(обычно в эскорте бывает еще и подводная лодка). Они обеспечивают его защиту. Потому что суперавианосец не всегда способен сам себя защитить.

Что же касается десантных кораблей, то они обычно работают по несколько единиц в одной операции, и в некоторых случаях они могут обойтись без дополнительной защиты, сами прикрывать друг друга.

Источник:https://dzen.ru/pkush

от admin