13 сентября 1949 года, на вооружение американской военно-морской авиации поступил первый в мире палубный носитель ядерного оружия. Самолет Nort American AJ-1 Savage ( в переводе — «варвар» или «дикарь») мог нести в бомболюке 30-килотонную атомную бомбу Mk.4 или 160-килотонную Mk.6 на дальность до 1350 км.

Основными потенциальными целями «Сэвиджей» были советские порты на Черном, Балтийском и Баренцевом морях, а также — на Тихом океане. Стартуя с авианосца в Северном море, он без проблем мог долететь до Риги, Таллина, Кронштадта и Ленинграда, а из Средиземного моря — до Одессы, Николаева, Севастополя, Батуми и Новороссийска. В случае войны эти бомбардировщики могли за пару часов лишить СССР всех военно-морских баз, а заодно и флотов. Конечно, если бы им удалось прорвать ПВО.

Впрочем, шансы на успешный прорыв у «варвара» были. Он имел оригинальную силовую установку, состоявшую из двух поршневых двигателей «Дабл Уосп» мощностью по 2200 л.с. и одного турбореактивного J33 с тягой в 20 килоньютонов. ТРД включался на взлетном режиме и в районе цели для преодоления ПВО на максимальной скорости.

С ним бомбардировщик разгонялся до 760 км/ч, что делало его практически неуязвимым для поршневых перехватчиков, а рабочий потолок в 12400 м превышал возможности советской зенитной артиллерии. Да и для ранних реактивных истребителей AJ-1 из-за его высокого потолка был очень сложной целью, а зенитных ракет у СССР тогда еще не было.

Американцы настолько полагались на высокие летные данные бомбардировщика, что решили не оснащать его защитным вооружением. Экипаж «Сэвиджа» состоял из трех человек: пилота, штурмана, который мог при необходимости сменить пилота за штурвалом, а также — оператора вооружения, который приводил в боевую готовность ядерную бомбу. Особенностью конструкции Mk.4 было то, что ее плутониевый боезаряд хранился отдельно в специальной защитной капсуле и вставлялся в корпус непосредственно перед сбросом.

Всего было построено 140 «Сэвиджей», из них 110 — в варианте атомного бомбардировщика, а остальные — в фоторазведывательной модификации AJ-2P. Самолеты базировались на авианосцах классов «Мидуэй», «Эссекс» и «Форрестол» до 1960 года, когда их сменили турбореактивные палубные бомбардировщики А-3 Skywarrior.

ЛТХ:

Размах крыла, м   21.76
Длина самолета, м   19.22
Высота, м   6.25
Площадь крыла, м2   77.62
Масса, кг
  пустого самолета   12500
  нормальная взлетная   23112
Тип двигателя  
  основные   2 ПД Pratt Whitney R-2800-44W Double Wasp
  дополнительный   1 ТРД Allison J33-A-10
Мощность  
  основные, л.с.   2 х 2400
  дополнительный, кгс   1 х 2087
Максимальная скорость, км/ч   758
Практическая дальность, км   2786
Боевой радиус действия, км   1650
Скороподъемность, м/мин   900
Практический потолок, м   12400
Экипаж, чел   3
Вооружение:   боевая нагрузка — 5400 кг
тактическое ядерное оружие (бомбы Mk.4)
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
Моделист-Конструктор 1997-12. Александр Чечин. Последний из поршневых
Авиация и Космонавтика 2013-07. К.Кузнецов, Г.Дьяконов. Главный калибр боевой авиации
Naval Fighters 22. Steve Ginter. North American AJ-1 Savage
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American AJ/A-2 Savage
Aerofiles. North American
L+K 2012-09-10. Miroslav Balous. North American A-2A/B (AJ-1, AJ-2) Savage
1000aircraftphotos.com. No. 8413. North American NA-146 XAJ-1 Savage (121460 c/n 146-38429) US Navy
https://www.airwar.ru/

от admin