7+

81 год назад, 15 сентября 1940 года, в разгар «Битвы за Британию» впервые взлетел прототип истребителя Майлз М-20. Он являлся воплощением концепции «оружия последнего шанса» и создавался на тот случай, если немцам удастся разбомбить авиазаводы, производившие истребители «Харрикейн» и «Спитфайр», либо — металлургические комбинаты, снабжавшие британскую авиапромышленность дюралюминием.

Поэтому «Майлз» имел необычную(на то время) для британского авиастроения цельнодеревянную конструкцию, позволявшую строить такие машины на любых древообрабатывающих предприятиях, вплоть до мебельных фабрик. Кроме того, планировалось, что массовый выпуск М-20 можно будет органзовать в Канаде с ее безграничными лесными ресурсами.

С целью удешевления производства машину предельно упростили. Она имела неубирающееся шасси и довольно бедное приборное оборудование, взятое с учебного самолета Майлз «Мастер». Предполагалось, что часть серийных машин будет выпускаться даже без радиостанций.

Проектирование М-20 началось в июле 1940-го, вскоре после капитуляции Франции, когда стало ясно, что следующей целью Гитлера будет Великобритания. Работы велись круглосуточно, в бешеном темпе. Для их ускорения было решено взять без изменений уже готовую силовую установку с двигателем «Мерлин», предназначенную для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Авро «Ланкастер».

На относительно небольшом истребителе она выглядела довольно нелепо, особенно — непропорционально огромный кок винта. Зато благодаря этому техническому решению удалось закончить работы в фантастически короткий срок: от первых линий на чертежах до первого полета прототипа прошло всего 65 суток! В Великобритании этот рекорд никем никогда так и не был побит.

Несмотря на общую примитивность конструкции, самолет оснастили перспективным каплевидным беспереплетным фонарем кабины, обеспечившим летчику великолепный обзор, а вооружение в точности соответствовало «Харрикейну» и «Спитфайру» — 8 скорострельных пулеметов винтовочного калибра. Для их размещения внутри деревянного крыла его пришлось делать довольно толстым.

Также внутри крыла размещались большие бензобаки общим объемом 700 литров, позволявшие истребителю патрулировать над охраняемым объектом в течение пяти часов, что по тем временам было выдающимся показателем. Однако другие данные оказались не столь впечатляющими: максимальная скорость — 536 км/ч, скороподъемность — 700 метров в минуту. По этим параметрам М-20 уступал как «Спитфайру», так и «Мессершмитту», но англичане сочли их достаточными для борьбы с немецкими бомбардировщиками.

Однако в итоге самолет оказался невостребованным. К моменту завершения его летных испытаний Германия проиграла «Битву за Британию». Ей так и не удалось разрушить английскую авиапромышленность, которая продолжала бесперебойно снабжать Королевские ВВС достаточным количеством полноценных цельнометаллических истребителей. Поэтому весной 1941 года англичане отказались от деревянного эрзац-перехватчика. М-20 остался в двух опытных экземплярах, один из которых был оснащен оборудованием для действия с палуб авианосцев.

ЛТХ:
Модификация   M.20/4
Размах крыла, м   10.54
Длина, м   9.17
Высота, м   3.81
Площадь крыла, м2   21.74
Масса, кг  
  пустого самолета   2387
  нормальная взлетная   3427
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Merlin XX
Мощность, л.с.   1 х 1460
Максимальная скорость , км/ч  
  горизонтального полета   536
  пикирования   724
Крейсерская скорость , км/ч   430
Практическая дальность, км   982
Практический потолок, м   9998
Экипаж, чел   2
Вооружение:   восемь 7,7-мм пулеметов MG Browning

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://airwar.ru/

Альтернативная История. Опытный истребитель Miles M.20

Miles Aircrafts. M.20 Fighter

Aeroplane Monthly. Don Brown. Last-ditch defender

1000aircraftphotos.com. No. 5391. Miles M.20 (U-0228)

Putnam.  Don L. Brown. Miles Aircraft since 1925

7+

от admin