3+

Самолет, который в будущем стал бомбардировщиком Ер-2, имеет свою интересную историю. В конце августа 1939 г. со Щелковского аэродрома стартовал самолет «Сталь-7». Экипажу Н.П. Шебанова предстояло установить мировой рекорд скорости на маршруте протяженностью 5000 км. Пассажирский самолет за 12,5 часа преодолел расстояние 5068 км со средней скоростью 405 км/ч, что значительно превышало предыдущий рекорд летчика В.К. Коккинаки на самолете ЦКБ-30. Экипаж торжественно встретили в Москве, а создатель самолета Р.Л. Бартини в это время «отматывал» свои десять лет на тюремных нарах с ярлыком «враг народа».

 

Проектирование самолета «Сталь-7» было начато Р.Л. Бартини в 1933 г., в соответствии с требованиями ГУ ГВФ. В окончательном виде получился довольно оригинальный самолет с крылом типа «обратная чайка» Такая схема позволяла установить в месте излома крыла двигатели и более легкое шасси с короткими стойками. Первый полет и заводские испытания, начатые в конце 1936 г., выполнил летчик Э.И. Шварц. Однако арест Р.Л. Бартини затормозил все работы по пассажирскому самолету. Затем Бартини попал в ЦКБ-29 НКВД, где под руководством А.Н. Туполева велась разработка бомбардировщика «103». Бартини отказался работать с Туполевым, и в итоге все работники ЦКБ-29 были освобождены досрочно, а Бартини полностью «отмотал» свой срок, да вдобавок был понижен в правах еще на пять лет.

 

Переделка пассажирского самолета «Сталь-7» в бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240) велась под руководством инженера В.Г. Ермолаева, главного помощника P.Л. Бартини. Самолет «Сталь-7» имел превосходные летные данные и по своим параметрам был перспективным. Он обладал отличными аэродинамическими свойствами, большой весовой отдачей. Самолет ДБ-240 строили в соответствии с постановлением Комитета обороны от 29 июля 1939 г. Заданием предусматривалось создать дальний бомбардировщик с двигателями М-106 мощностью в 1000 л.с. на высоте 6000 м. Но разработка этого двигателя затягивалась, и тогда на первую машину установили менее мощные двигатели М-105. В августе 1939 г. состоялась защита макета бомбардировщика. При внешней схожести ДБ-240 со «Сталь-7», бомбардировщик стал совершенно другой машиной, сохранившей лишь аэродинамическую компоновку. Прежде всего он превратился в цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Новый фюзеляж имел две кабины для экипажа и бомболюк. Оборонительное вооружение состояло из пулемета «БС» в верхней турели и двух ШКАС в носовой и люковой установках. В бомбоотсеке размещались бомбы различного калибра, в том числе и самые крупные советские бомбы ФАБ-1000.

 

Первый полет самолет Ер-2 (ДБ-240) выполнил в 1940 г., пилотировал машину экипаж Н.П. Шебанова. Проведенные госиспытания выявили ряд замечаний: топливные баки на машине не были протектированы, значит, в случае их прострела не исключался пожар, отсутствовали отопление кабин экипажа и противообледенительные устройства планера и винтов. Вслед за первым экземпляром были построены самолеты с двигателями АМ-37 и дизельными М-40Ф. Самолет с двигателем АМ-37 существенно превосходил по скорости все советские серийные бомбардировщики, но из-за отсутствия массового выпуска двигателей в серии не строился. Самолет с М-40Ф также требовал доводки, он так и остался опытным.
Основным недостатком самолета ДБ-240 была большая длина разбега, что ограничивало его место базирования, но все же его запустили в серию. Также была построена большая серия самолетов с дизельным двигателем АЧ-30Б. В соответствии с приказом НКОП от 9 декабря 1940 г., ДБ-240 был переименован в Ер-2. Самолеты Ер-2 активно участвовали во Второй мировой войне. Всего была построена 391 машина, последняя покинула сборочный цех в 1945 г. В 1944 г. скончался В.Г. Ермолаев, и небольшой коллектив конструкторов передали в подчинение П.О. Сухого. Одна из серийных машин использовалась в летных испытаниях по доводке пульсирующих двигателей для самолетов-снарядов В.Н. Челомея. Часть самолетов эксплуатировалась в гражданской авиации.

 

 

Тактико-технические характеристики Ер-2

— Главный конструктор: В.Г. Ермолаев
— Первый полёт: 14 мая 1940
— Конец эксплуатации: конец 1946
— Единиц произведено: 462

Экипаж Ер-2

— 4-5 человек

Размеры Ер-2

— Длина: 16,23 м
— Размах крыла: 21,65 м
— Высота: 4,82 м
— Площадь крыла: 72,1 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 13°
— Поперечное V крыла: +7°
— Нагрузка на крыло: 166 кг/м²

Вес Ер-2

— Масса пустого: 7 076 кг
— Масса снаряженного: 12 000 кг
— Максимальная взлетная масса: 13 460 кг
— Объём топливных баков: 5440 л

Двигатель Ер-2

— 2× М-105 водяного охлаждения
— Мощность: 2× 1100 л.с. (809 кВт)
— Воздушный винт: ВИШ-22Е диаметром 3 м
— Тяговооружённость: 140 Вт/кг

Скорость Ер-2

— Максимальная скорость на высоте: 445 км/ч
— Максимальная скорость у земли: 395 км/ч
— Крейсерская скорость: 390 км/ч
— Скороподъёмность: 5,5 м/с
— Длина разбега: 580 м (при массе 11 300 кг)

Дальность полета Ер-2

— 4 100 км

Практический потолок Ер-2

— 7 700 м

Вооружение Ер-2

Пулемётное:
— 1× 12,7 мм пулемёт в верхней фюзеляжной турели, 400 патронов
— 2× 7,62 мм пулемёта в носу (500 патронов) и в люке под фюзеляжем (1075 патронов)

Бомбовая нагрузка:
— нормальная: 1 000 кг
— максимальная: 5 000 кг ( у поздних модификаций)

Источники:

http://oruzhie.info/

http://www.airwar.ru/

Авиамастер. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Дальний бомбардировщик Ер-2

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

3+

от admin