5+

Данная статья посвящена необычным внешним устройствам немецкого тяжелого танка Тигр, которые крепились по краям кормового броневого листа и соединялись патрубками с двигателем. Для тех, кто не знал, что это за устройства, не будем затягивать и сразу обозначим, что это воздушные фильтры первой стадии очистки под названием «Feifel». Из фразы «фильтр первой стадии очистки» возникает вопрос: «а что, есть еще и вторая стадия?», да, на танке «Тигр» в особо пыльной местности, например, в пустынях Африки, использовались 2 воздушных фильтра.

Изначально, не было фильтров «Feifel», предусматривалась стандартная внутренняя система воздушной очистки, то есть внутри моторного отделения танка, ровно над двигателем располагался штатный фильтр, воздух в который поступал через специальный подвижной колпак, установленный посередине верхней броневой плиты моторного отделения. То есть, фильтр забирал воздух, который поступал в моторное отделение, он не имел специального патрубка с выходом во внешнюю среду, моторное отделение было относительно герметичным с единственным выходом через подвижной колпак, который имел возможность закрываться.

Однако, уже на испытаниях выяснилось, что стандартная система воздушной очистки, в условиях большой концентрации пыли и песка, не справляется, что могло привести к быстрому выходу из строя главных узлов и агрегатов двигателя. Инженеры фирмы «Хеншель» поняли свою ошибку размещения фильтров и колпака на большое расстояние от кормы танка, практически под башней. Такое решение было вызвано задумкой немецких конструкторов по расширению в будущем воздуховода дальше, вдоль моторного отделения, но ситуацию необходимо было решать здесь и сейчас. В результате, были разработаны те самые внешние фильтры «Feifel».

Конструктивно они были довольно просты, каждый фильтр был двухкамерный,  воздухозаборные отверстия были внизу, а канал соединения с двигателем был представлен в виде четырех V-образных патрубков, которые проходили над двигателем и соединялись с моторным отделением через броневой лист за воздушным колпаком. Получалось, что для забора воздуха теперь было 2 отверстия, через колпак и через фильтры. Для использования внешних фильтров необходимо было закрыть воздушный колпак, после чего двигатель всасывал воздух через основной фильтр и внешние фильтры, получалась система двойной очистки воздуха. Первые Тигры, отправленные в Тунис, были оборудованы этой системой. Фильтры справлялись со своей задачей до первого попадания осколка в фильтр, или патрубок. Производство фильтров было прекращено в октябре 1943 года, так как танкисты после Африканской компании ставили их довольно редко. Надо сказать, что и на средние немецкие танки тоже иногда ставились подобные системы воздушной очистки, правда они имели немного другую другую конструкцию и внешний вид.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

5+

от admin