Начать историю придется, пожалуй, с начала XIX века, когда сын эмигранта из Германии, филадельфийский оружейник Генри Деринджер (изначально — Хайнрих Дерингер, и обратите внимание — именно с одним «р» даже после «англизирования» имени и фамилии) сделал свой компактный дульнозарядный пистолетик, в принципе никакого названия не имевший — однако из-за клейма «DERINGER PHILAD-A» или «DERINGER PHILADEL» (то есть просто-напросто фамилия создателя и сокращенное место изготовления) в обиходе для пистолета прижилось именно «филадельфийский деринджер» уже как имя собственное.

Удачную и популярную конструкцию копировали многие оружейники-кустари того времени. Причем они не брезговали «мимикрировать» под раскрученную по тем временам марку, но с учетом того, что Генри Деринджер весьма трепетно относился к своим авторским правам, поступали они практически как современные китайцы с кроссовками «Abibas» и радиоприемниками «Penesamic»: «поддельные» пистолеты получали клейма «Derringer», «Deeringer» и так далее.

Своих пистолетов Герни Деринджер продал около 15 тысяч штук, сколько же было выпущено по всей Америке «подделок» — сосчитать невозможно в принципе.

Впрочем, больше всего к неправильному написанию приложила руку пресса после убийства президента Линкольна — во многих статьях о пистолете, использованном убийцей, писали именно как о «дерринджере».

В итоге к моменту появления уже казнозарядных конструкций того же плана названия «деринджер» и «дерринджер» (достаточно долго существовавшие параллельно) уже стали общераспространенными для таких пистолетов. В 1861 году Дэниел Мур патентует свой казнозарядный пистолет под патрон кольцевого воспламенения 38-го калибра, у которого ствол поворачивался вокруг продольной оси, удерживаясь подпружиненным штифтом и верхним крюком рамки.

Фирма Мура просуществовала недолго — уже в 1865 году он продает права нью-йоркской компании National Arms, которую спустя еще пять лет выкупает с потрохами «Кольт» — отсюда и наиболее широко известное название пистолета, Colt Deringer (именно через одно r).

Конкуренты из «Ремингтона» в ответ используют другие схемы авторства Уильяма Эллиота — и, если одноствольный дерринджер с неподвижным стволом и курком, служившим одновременно затвором, прожил недолго, что неудивительно…

…то переломный дерринджер с двумя вертикальными стволами и автоматическим переключением между ними с помощью храповика, запатентованный Уильямом Эллиотом в 1865 году, стал крайне популярным: «Ремингтон» выпускал «модель 95», она же «Double Derringer», с 1866 года аж по 1935-й, всего было собрано более 150 тысяч штук.

В общем, перейдем уже наконец к герою нынешней статьи.

Ивер Юнсен, отучившийся на мастера-оружейника в норвежском Бергене и несколько лет провладевший магазином и мастерской в Осло, в 1863 году эмигрировал «за лучшей долей» в США, где «англизировал» свое имя в Iver Johnson — «Айвер Джонсон». Здесь он также продолжил работу по специальности, сначала открыв небольшую мастерскую, а затем заключив партнерство с местным оружейником Мартином Баем, создав совместное предприятие (как бы сейчас сказали) Johnson, Bye & Company в 1871 году (в дальнейшем после выкупа доли у Бая фирма получила привычное нам имя — Iver Johnson, Co.).

В этом же году он решает начать выпуск своего дерринджера — уже поздновато, когда на руках у конкурентов уже были запатентованные конструкции. Вот тут-то и заработал типичный стимул конструктора: «сделать так, чтобы не пришлось ни с кем потом судиться». Так и появился пистолетик, громко названный Eclipse («Затмение»), который и «засветился» в замечательном филме Роберта Земекиса.

«Затмение» представлял из себя очень компактный однозарядный пистолетик, с открытым курком и УСМ одинарного действия, и самое главное — с подвижным, но не откидывающимся вокруг продольной оси и не переламывающимся стволом: здесь при перезарядке ствол поворачивался набок. Этот пистолет изначально выпускался под патроны .22 Short и .32 Rimfire, и в первом случае даже по меркам дерринджеров был крайне мал.

А заодно и прост: у него, как видите, даже не было экстрактора, и при достаточно грубой обработке патронника это было абсолютнейшее «оружие одного выстрела» — со скоростью перезарядки тут было, мягко говоря, не очень. Причем выстрел этот должен был выполняться практически в упор: короткий стволик в 64 мм не позволял патронам на черном порохе разгонять пулю нормально, да и кучность стрельбы оставляла желать лучшего (особенно с учетом принципиальной невозможности прицелиться).

Фиксация ствола была также очень простой — подпружиненным шариком, ствол легко отодвигался пальцами в сторону.

Простой и недорогой дерринджер, однако, не получил такой популярности, как модели конкурентов (и в первую очередь, конечно. «Ремингтон»). Поэтому уже в 1887 году производство его было свернуто, фирма сконцентрировалась на более выгодных для нее револьверах и переломных ружьях. И не зря, кстати: ведь именно револьверы этой фирмы и смогли стать своеобразной «вехой» в истории оружия благодаря еще одному эмигранту, работавшему на Iver Johnson — Эндрю Фёрбергу. (Ну и, если уж на то пошло, в этой же фирме когда-то начинал свой путь еще один небезызвестный скандинавский эмигрант — Оскар Моссберг).

Источник:https://dzen.ru/cockedandlocked

от admin