17+

Сразу хочу сказать, специально для «немцефилов» и для адептов «лучшего в мире советского пломбира», в статье не будет выводов на основе ни немецких ни советских точек зрения по данному вопросу. По тому как ни та ни другая сторона не может быть признана объективной, как говорится-«каждый кулик свое болото хвалит». Статья основана на выводах американцев, проводивших испытания Т-34 у себя, на Абердинском полигоне, а так как эти испытания проходили в 1942-м году, то есть до «Холодной войны», упрекнуть их в необъективности сложно. Итак:

В начале 1942 г. было дано задание по отгрузке пяти эталонных образцов Т-34, двум из которых предстоял долгий путь морем – в Великобританию и США для изучения союзными специалистами этого «чуда советской конструкторской мысли».

Танки прибыли в США предположительно в апреле 1942 г., а в мае они были испытаны на Абердинском полигоне. Там Т-34, вызвавший огромный интерес, подвергся всесторонним испытаниям, ходовых и боевых качеств.

После испытаний, американские военные не спешили рассыпаться в комплиментах и сделали довольно интересные выводы, которые легли в основу  доклада начальника 2-го управления Главразведуправления Красной Армии генерал-майора В. Хлопова:

 

«Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен…

Химический анализ брони показал, что броневые плиты советского танка имеют поверхностную закалку, основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь. Американцы считают, что, качество брони можно улучшить, увеличив глубину закалки…
Неприятным открытием стала для них [американцев] водопроницаемость корпуса Т-34. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования…

Тесное боевое отделение. Много претензий вызвал механизм поворота башни: электромотор слаб, перегружен и страшно искрит. Американцы рекомендуют заменить механизм поворота башни на гидравлическую систему или вообще на ручной привод…
Подвеска «Кристи» признана неудачной. Подвеска свечного типа была испытана в США еще в 30-е годы, и американская армия от нее отказалась…

Танк, с американской точки зрения, признан тихоходным (!) — Т-34 преодолевает препятствия хуже, чем любой из американских танков. Всему виной – не оптимизированная   трансмиссия. Несмотря на большую тяговооруженность танка, ходовая часть не позволяет реализовать весь заложенный потенциал.

Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция кулисы передач — после долгих мучений они заменили оригинальную конструкцию на собственную деталь. Было отмечено, что все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок.

Двигатель имел крайне низкий моторесурс , особо был отмечен преступно плохой воздухоочиститель — американцы назвали конструктора саботажником. 

Воздухоочиститель:

1) вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор;

2) пропускная способность воздухоочистителя мала и не обеспечивает приток необходимого количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.

В результате этого мотор не развивает полной мощности и попадающая в цилиндры пыль ведет к быстрому срабатыванию их, падает компрессия и мотор теряет мощность.«

При всем при этом, хочется обратить ваше внимание на то, что в США была отправлена машина из «особой серии» — один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34, но тем не менее, американцы пришли в ужас от низкого качества деталей танка, обилия «детских болезней» и совершенного нелепых(с точки зрения американцев), конструкторских ошибок.
Опять же, хочу повторится, что американцев сложно упрекнуть в необъективности. К тому же, в 1942-м году, серьезно рассматривался вопрос о производстве танков Т-34 на территории США, с последующей отправкой их в СССР. По всей видимости, именно это и послужило причиной таких скрупулезных испытаний. Можно предположить, что если бы Т-34 действительно оказался хорошим танком, то на заводах, которые впоследствии стали производить «Шерманы» для ленд-лиза, было бы развернуто широкомасштабное производство тридцатьчетверок.  С учетом того, что вместо одного танка «Шерман», можно было построить примерно 1,8-2 танка Т-34, вряд ли бы американские промышленники, у которых, как ни крути, все всегда было замешано исключительно на выгоде, отказались бы от такой возможности. Так-что по всей видимости и при всем уважении к мнению «фанатов» всего советского, танк Т-34, все же нельзя назвать «лучшим танком Второй мировой войны»… По крайней мере по мнению тогдашних союзников СССР.
Источники:
https://topwar.ru/user/Santa%20Fe/
https://alternathistory.livejournal.com/803296.html
«Танковая мощь СССР». М.Свирин. 2009 год.
17+

от admin