10+

80 лет назад, 23 декабря 1941 года, впервые взлетел прототип самолета «Мюрскю» (Myrsky — буря) — единственного серийного истребителя, спроектированного и выпускавшегося в Финляндии. В отличие от большинства других самолетов, у него не было «единоличного» главного конструктора, а в качестве разработчиков указывают творческий коллектив из четырех инженеров государственного авиазавода «Валтион Лентоконетендас» в городе Тампере. Проектирование началось еще летом 1939 года, но велось довольно неспешно.

Финляндия в те времена была страной далеко не богатой, поэтому самолет создавался по максимально упрощенной технологии, с минимальным использованием дорогого и дефицитного дюралюминия. Фюзеляж представлял собой сварную ферму прямоугольного сечения из стальных труб с накладными деревянными опалубками, придававшими ей обтекаемую форму. Крыло и оперение — цельнодеревянные с фанерной обшивкой. Фюзеляж также покрыли фанерой и только капот сделали из алюминия.

Двигатель у «Мюрскю» был  американский, это была 14-цилиндровая двухрядная «звезда» воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1830. Партию таких моторов финны до войны закупили в США, а потом еще несколько десятков получили от немцев, захвативших их в качестве трофеев. Вооружение состояло из четырех крупнокалиберных пулеметов «Браунинг», а под крылом предусматривалось крепление двух 100-килограммовых бомб или подвесных бензобаков соответствующей массы.

Из-за смешанной конструкции с преобладанием древесины самолет получился довольно тяжелым. Соответственно, летные характеристики оказались далеко не выдающимися, в частности, максимальная скорость не превышала 535 км/ч. Всего построили четыре прототипа. три из которых разбились на испытаниях, погубив двоих пилотов. Причиной был флаттер и некачественная склейка деревянных деталей. На решение этих проблем ушел почти год и только в конце 1942-го началось серийное производство.

Всего было заказано 50 «Бурь», из которых до выхода Финляндии из войны успели построить 47. Но только 30 из них летом 1944-го попали на фронт и лишь 15 совершали боевые вылеты. К тому времени финны получили из Германии полторы сотни «Мессершмиттов», на фоне которых их собственный истребитель выглядел совсем убого.

Сколь-нибудь заметных успехов пилоты «Мюрскю» не добились, только в одном бою лейтенант Линден повредил Як-9, а капитан Виркунен попал в Ла-5. Но обе поврежденные машины вернулись на свои аэродромы. Впрочем, боевых потерь тоже не было, зато отмечалась высокая аварийность. До 1947 года, когда «Мюрскю» сняли с вооружения и отправили на слом, 10 из 47 серийных машин разбились в авариях и катастрофах. В общем, финский опыт создания истребителя вряд ли можно назвать удачным.

ЛТХ:

Модификация   Myrsky II
Размах крыла, м   11.00
Длина, м   8.35
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   18.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2337
  нормальная взлетная   2947
  максимальная взлетная   3213
Тип двигателя   1 ПД Svenska Flygmotor STW C-3G
Мощность, л.с.   1 х 1065
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   535
  у земли   470
Крейсерская скорость , км/ч   365
Практическая дальность, км   1100
Боевая дальность, км   650
Скороподъемность, м/мин   860
Практический потолок, м   9500
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 12,7-мм пулемета LKK/42 (боезапас 220-240 патронов)
две 100 кг бомбы
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
10+

от admin