2+

В конце 60-х годов 20-го века в США стартовала программа Министерства обороны под обозначением «ARSV» — бронированная боевая разведывательная машина. Так как условия конкурса не предусматривали ограничений по типу движителя, т.е. рассматривались проекты как гусеничной, так и колесной техники, то компания «Локхид» решила использовать свою сочленённую схему и представила машину «XM-806».

Помимо фирмы «Локхид», заявки на участие в программе подали «Ford», «FMC», «Крайслер» и ряд других компаний. Лучшей гусеничной машиной конкурса стала разработка компании «FMC», лучшей колесной – детище фирмы «Локхид». Финалисты получили контракты на строительство и испытания четырех машин-прототипов для определения окончательного победителя.

Бронированная боевая разведывательная машина компании «FMC» получила индекс «XM-800T», где буквы «ХМ» обозначали сокращение от слова «experimental» (опытный, экспериментальный), а буква «Т» была сокращением от слова «tracked» («гусеничный»). Соответственно разработка фирмы «Локхид» была обозначена как «XM-800W» («W» от wheeled, «колёсный»).

Но так как машина компании «Локхид» для программы «ARSV» была переделанным вариантом «XM-808», то за ней закрепилось и второе наименование «XM-806», где последняя цифра обозначала колесную формулу 6 на 6.

Для создания бронированной боевой разведывательной машины «XM-806» специалисты фирмы «Локхид» применили двухкорпусную сочлененную схему, которая была отработана ими на предыдущем образце. Для того чтобы соответствовать требованиям конкурса, передний корпус был уменьшен, в результате чего на нем осталась только одна пара колес с независимой подвеской.

Также передний модуль лишился двигателя, там остались только агрегаты трансмиссии и бензобак. Глобальной переделке подвергся специальный шарнирный механизм, который соединял два корпуса. Его упростили с учетом использования карданного вала, соединяющего двигатель в корме машины с трансмиссией передних колес. «XM-806» уже не обладал такой гибкостью как предыдущий образец, теперь конструкция позволяла лишь накренять корпуса относительно друг друга.

Как я уже упомянул, в корме заднего корпуса находился дизельный двигатель «Detroit Diesel GM6V53AT» мощностью 300 л.с. На бронемашине была установлена механическая коробка передач «Allison МТ650» с пятью передачами переднего и двумя заднего хода. Для передвижения по воде в кормовой части корпуса предусматривались два водометных движителя.

Данная силовая установка разгоняла разведывательную бронемашину до максимальной скорости по шоссе в 105 км/ч, при боевой массе в 7,7 тонн. Максимальная скорость на плаву была гораздо скромнее — 8 км/ч. Емкость топливных баков составляла 340 литров. Этого хватало для преодоления 740 км по дороге. Что касается габаритов, то они были следующими: длина 4,9 метра, ширина 2,44, высота 2,48 метра.

Оставшееся пространство заднего корпуса было отдано под боевого отделение, где разместилось три члена экипажа. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части, с небольшим сдвигом влево от продольной оси корпуса. Он должен был попадать на свое место через одну из двух дверей в бортах корпуса. Для наблюдения за обстановкой над его местом размещалась башенка с наблюдательными приборами, обеспечивавшими обзор на 180 градусов.

В центре крыши заднего корпуса специалисты компании «Локхид» разместили двухместную башню с вооружением. На первом прототипе «XM-806» башня напоминала уменьшенную версию башни легкого экспериментального танка «Т-92». Она имела приплюснутую форму, а слева и справа от пушки находились башенки командира и наводчика.

В дальнейшем, на машину установили более массивную и высокую башню. Над башенками командира и наводчика появилось два люка, которые в открытом положении служили в качестве защитных щитков от огня неприятеля, когда было необходимо вылезти и вести стрельбу из пулемета «M60D» калибра 7,62-мм. Он располагался на турели в корме башни. Боекомплект составлял 2000 патронов.

Основным оружием машины «XM-806» была автоматическая 20-мм пушка «M139» с боекомплектом в 500 выстрелов. Командир располагался слева от казенной части орудия, наводчик – справа. Рабочие места в башне оснащались набором наблюдательных и прицельных приборов.

Предусматривалась возможность использования приборов ночного видения, систем химической и радиационной защиты, навигационной системы, радиостанции для связи, а также радиолокационной станции для поиска малоразмерных наземных целей.

В 1972-73 годах машина «XM-806», как и её конкурент, прошла ряд испытаний, но в дело вмешались финансы. Министерство обороны скорректировало оборонный заказ в сторону снижения, и армия США потерял интерес к программе «ASRV», в результате чего она была отменена.

Источник:https://pikabu.ru/@HazardTV

2+

от admin