3+

Трофей из Вьетнама

Посетители Бронетанкового музея в подмосковной Кубинке во всем разнообразии советской и зарубежной техники не с первого раза обратят внимание на тройку американских бронетранспортёров М113. Тем не менее, эти гусеничные машины, установленные в павильоне № 5 «Бронетехника США, Великобритания, Канада», достойны отдельной истории.

Самый первый из них, бронетранспортер М113 с инвентарным номером 4616 появился в Кубинке в войсковой части № 68054 в начале 70-х годов. Машина была подарена «северовьетнамскими товарищами» в знак признательности за обширную советскую помощь. Остальные М113 пришли в Кубинку позже, уже после поражения южан. Когда американцы оставили более 1300 гусеничных машин в качестве трофеев победителям. Немалая часть из них сейчас служит во Вьетнамской народной армии.

Для начала 70-х годов американский бронетранспортер был вполне удачной моделью, хотя и не лишен некоторых недостатков.

Для своего времени это была самая массовая зарубежная гусеничная бронемашина – к 1978 году было выпущено более 40 тыс. экземпляров. Американцы особой тайны из конструкции М113 не делали. И щедро продавали союзникам – как минимум в 30 стран.

Боевое крещение броневик получил во Вьетнаме в 1962 году, когда американское командование передало 32 машины армии Южного Вьетнама. Тогда вьетнамцы дали М113 звучное прозвище «Зеленый дракон».

И действительно, первое время противник ничего не мог противопоставить гусеничной машине. Броневик обладал неплохой проходимостью по рисовым чекам, а также выдерживал огонь стрелкового оружия.

Партизаны несли потери. И это заставляло искать новые приемы борьбы с М113.

Для этого машины заманивали в непроходимые участки и обстреливали из ручных противотанковых гранатометов.

Также вполне эффективным оказался массированный сосредоточенный огонь по командиру машины. Пулемет Browning M2HB калибром 12,7-мм располагался на открытой турели около командирской башенки, что делало стрелка очень уязвимым.

В январе 1963 года рота М113 армии Южного Вьетнама штурмовала вьетконговскую деревню. В ходе наступления меткие северовьетнамские стрелки выбили почти всех командиров М113, высунувшихся по пояс для ведения огня из пулемета.

Ответом на все возрастающие потери среди экипажей бронетранспортеров стали надстройки на командирской башенке и щитки пулемета. Устанавливали подобное в ремонтных мастерских южновьетнамской армии. А позже защита появилась и на машинах американских войск.

Как минимум одна из таких машин была захвачена и в исправном состоянии оказалась в Советском Союзе.

М113 vs БМП-1

Результаты исследования американского бронетранспортера М113 были частично опубликованы в «Вестнике бронетанковой техники» в течение 70-х годов. Можно предположить, что детальное исследование всех узлов машины и оформление результатов заняло у инженеров пару-тройку лет.

Наибольший интерес в Кубинке вызвала гидромеханическая трансмиссия Allison TX-200-2 с автоматическим переключением передач. Это была незначительно переработанная гражданская трансмиссия серии XT, что серьезно удешевляло производство бронетранспортера.

Ничего подобного советская промышленность тогда не могла себе даже представить. Для советских инженеров такая техника выглядела почти как технология пришельцев.  

Инженеры высоко оценили небольшие габариты трансмиссии и удобство эксплуатации. Среди слабостей БТР была отмечена недостаточная мощность бензинового двигателя Chrysler Model 75M в 215 л. с. Кинематика трансмиссии позволяла разгоняться до 72,5 км/ч, но тяговых возможностей мотора было маловато.

Для оценки динамики M113 использовалась бетонная трасса в окрестностях Кубинки. На высшей шестой передаче бронетранспортер смог набрать около 56 км/ч.

В снаряженном состоянии (10,4 тонны) машина до максимальной скорости разгонялась почти 45 секунд, а в облегченном весе (8,4 тонны) укладывалась в 39. Как отмечали испытатели, разгонная динамика гусеничного броневика во всех интервалах скоростей находилась на уровне отечественной военной техники легкой весовой категории.

Инженеры в ходе исследования сравнивали М113 с советской боевой машиной пехоты БМП-1.

Не совсем понятно, почему выбрали для сравнения бронемашину совсем другого класса. БМП-1 была и тяжелее на полторы тонны, и вооружена гораздо серьезнее. При сравнении экономичности дизельная боевая машина пехоты расходовала на 23–28 % меньше топлива, чем бензиновый М113.

На замкнутой трассе, протяженностью 10 км, БМП-1 держала среднюю скорость в 36,8 км/ч, а «американец» – всего 25,7 км/ч. Во многом это определялось как большей мощностью мотора советской машины, так и высокой плавностью хода. По последнему параметру М113 серьезно уступал БМП-1.

В русскоязычной литературе можно встретить упоминания о таких недостатках М113, как низкая проходимость по сложным грунтам. Возможно, информацию об этом взяли из опыта зарубежной эксплуатации, или просто с потолка, так как инженеры-испытатели Кубинки ни слова не упомянули о подобном недостатке. 

Интересно, что с 1964 года американцы приступили к выпуску модификации М113А1, у которой 215-сильный мотор Chrysler 75M сменили 212-сильным дизельным General Motors 6V53. Так сказать, учли ошибки и опыт потенциального противника.

Гораздо позже инженерам удалось заочно сравнить машины серии М113 с более совершенными БМП-2. Соответствующий аналитический отчет был опубликован в «Вестнике бронетанковой техники» в 1989 году. Американцы проводили подконтрольную эксплуатацию М113 у себя на родине в фортах Худ и Ирвин, а также в немецком Брамберге.

Несмотря на то, что условия испытаний у бронетранспортера были проще, чем у советской БМП-2, инженеры оценили надежность М113 как близкую или даже более высокую чем у советской машины. Как утверждается в статье, это говорит о высоком уровне проработки конструкции.

Алюминиевая броня

Помимо гидромеханической трансмиссии, особый интерес у трофейного БТР М113 вызывала алюминиевая броня, доля которой в общей массе машины достигала 40 %. Точнее, она была не совсем алюминиевая, а из алюминиевого сплава.

Химический анализ показал, что доля магния в сплаве была около 4,5–5 %, марганца – 0,6–0,8 %, хрома – до 0,1 %, а «крылатый металл» занимал около 94 %. Удивительно, но химики обнаружили в броне даже дефицитный титан – до 0,1 %. Остальные элементы – железо, цирконий, цинк и кремний присутствовали в броне в следовых количествах. Испытатели даже назвали марку стали 5083 и отметили её хорошую свариваемость.

Важным преимуществом американской брони было отсутствие процедуры закалки и отпуска, что серьезно упрощало производство. Единственными броневыми деталями, изготовленными из стальных сплавов, оказались упоминаемые защитные надстройки командирской башенки и пулеметные щитки. Это была стандартная противопульная броня высокой твердости.

Испытания стойкости брони М113 к обстрелу крупнокалиберными пулеметами заставляет задуматься о количестве поставленных Вьетнамом в Кубинку бронетранспортёров.

На музейном экземпляре в павильоне № 5 хранится вполне целый БТР. По крайней мере, на нем нет видимых следов от пуль. Между тем эвакуированному из Вьетнама М113 совсем не поздоровилось на полигоне в Кубинке. Обрабатывали машину бронебойными пулями калибром 14,5-мм, 12,7-мм и 7,62-мм. Обстрел велся под разными курсовыми углами по лобовым и бортовым деталям бронемашины с дистанций до километра.

В отчете об испытаниях брони американского БТР уровень защиты был обозначен как относительно высокий.

Позже появились публикации, в которых М113 обвиняли в низкой стойкости к противотанковому оружию.

Это, конечно, абсурд – машина изначально разрабатывалась совсем не для боя на передовой. И свою основную задачу по защите экипажа от стрелкового оружия выполняла очень неплохо. Что и подтвердили испытания в Кубинке на базе войсковой части 68054.

Автор:Евгений Федоров
Источник:https://topwar.ru/
3+

от admin