1+

Военные тогда машину не приняли, но зато большинство английских БА уже в самом начале войны были башенными! Хотя и не все… Например, броневиком стал знаменитый американский Форд-Т, из числа тех машин, что находились в Англии. А было так, что в конце 1915 года английский бронедивизион был отправлен в Россию в качестве союзнической помощи. Среди отправленных машин были пулеметные «Ланчестер» и пушечные «Сибрук», попавшие на Кавказский фронт, и вот среди этих-то «серьезных» машин и оказались 11 сделанных для этого отряда разведывательно-посыльных броневиков на базе Форда-Т. Шасси автомобиля использовалось без изменений, но машина имела кабину и кузов из 5-миллиметровой брони. Своим дизайном этот БА больше всего напоминал фермерский грузовичок. Пулемет на треноге за щитом из брони толщиной 9 мм находился в кузове, и там же, прямо на полу, размещался пулеметчик. Сражаться им пришлось вместе с другими БА не только против турок, но и против непокорных курдских племен, то есть в обстановке, привычной для англичан. Затем их морем перебросили в Румынию, которую русские войска отчаянно пытались спасти от окончательного разгрома, и эти Форды-Т смогли воевать еще и там. Причем интересно, что там, где тяжелые броневики вязли в грязи, эти легкие машины могли хотя бы как-то действовать; они заслужили высокую оценку как русских, так и румынских солдат.

«Остин мотор компани» в Лонгбридже за время войны сделал три разных типа бронированных машин: серии 1, серии 2 и серии 3. Серия 3 была выполнена с улучшениями, сделанными по просьбе России. Серии 1, 2 и первая версия серии 3 отправлялись в Россию, а на территории, где действовали британские войска, не использовались. Улучшенная серия 3 пошла бы в Россию, если бы не Октябрьская революция. Вместо этого броневики были задействованы на Ближнем Востоке и в 17-м батальоне танкового корпуса во Франции и Ирландии. Главное отличие — упрочненное шасси. Для британских бронированных автомобилей использование двух башен было не характерно; британские военные отдавали предпочтение конструкции с использованием одной башни. Вооружались броневики пулеметами «Гочкис».

Автомобили создавались на «колониальном» шасси, хотя эта его версия и была значительно усилена. 4-цилиндровый двигатель развивал около 50 л.с., которых было достаточно, чтобы заставить его 5,3 тонны (5,8 тонны) передвигаться с максимальной скоростью — 56 км/ч. Броня была толщиной 8 мм на вертикальных поверхностях и 4 мм на горизонтальных. Шины-пневматики были заменены на шины, наполненные губчатой резиной.

Экипаж состоял из пяти человек: командира, водителя, двух пулеметчиков и еще одного водителя, сидевшего сзади. Автомобиль имел два поста управления: передний и задний, что позволило ему двигаться задним ходом, не разворачиваясь. Всего британской армии было поставлено 80 таких БА.
БА «Ланчестер» представлял собой типичный английский броневик с одной башней и одним пулеметом. Причем первый бронеавтомобиль был построен уже к началу декабря 1914 года. Правда, многого в нем продумать до конца не успели. Например, на нем использовались колеса со спицами и отсутствовало электрическое освещение. Впрочем, эти БА заказывались для охраны аэродромов военно-морской авиации и, надо было полагать, другие колеса им и не требовались.

Примерно в январе или феврале 1915 года ходовая часть этих БА была усилена. На них были поставлены сдвоенные задние колеса. Оригинальной была и подвеска. Задние колеса устанавливались на полуэллиптических листовых рессорах, а передняя подвеска была усилена пружинными амортизаторами в вертикальных трубах, прикреплявшихся к корпусу. Низкий центр тяжести делал эти БА очень устойчивыми. Причем башня «Ланчестер» была почти идентична башне БА «Роллс-Ройс», а любая унификация в условиях войны может только приветствоваться.

В конце марта 1915 года было закончено 36 БА этого типа, которые были отправлены во Францию. 20 машин попали в Россию, где воевали в составе британского бронедивизиона под командованием Оливера Локера Лэмпсона.

Автомобиль «Пирс-Эрроу» поступил на вооружение бригады Королевской морской артиллерии (РМА) осенью 1914 года. Самым необычным у него было вооружение: 37-мм «пом-пом» конструкции Максима. Во всем остальном конструкция этого БА была тривиальна: 5-тонный грузовик с бронированным коробчатым корпусом, в котором на тумбе стояла морская «максимовская пушка», а по бортам располагались боеприпасы. Причем сами шасси «Пирс-Эрроу» импортировались из США, а в Англии только бронировались и вооружались.

Оригинальные БА этого типа англичане делали на базе автомобиля «Волсли», дочерней фирмы компании «Виккерс», начиная с декабря 1914 года. Что касается «Пирс-Эрроу», то на нем использовался двигатель в 30 л.с. с приводом на задние колеса. Колеса были спицованные со съемными шинами, диаметром 36 дюймов спереди и 40 дюймов (сдвоенные) сзади. Броневая защита: 5-мм броня на 32 первых БА, но на оставшихся 16 она была увеличена до 7,5 мм. В дополнение к пушке «пом-пом» на броневике имелся один станковый пулемет, для которого было предусмотрено крепление на боковых дверях и на задней двери.

В конце апреля 1915 года они были отправлены во Францию. Причем уже 30 апреля огнем одного из этих броневиков был сбит германский аэроплан. Всего этим подразделением было уничтожено около 20 аэропланов, что является хорошим показателем их эффективности.
«Пом-помы» имели скорострельность около четырех выстрелов в секунду и дальность 3000 ярдов, так что это было серьезное оружие для борьбы с «этажерками» на малых высотах. Повоевали эти БА и в России, по крайней мере один такой БА с вышеназванным дивизионом у нас был точно. А вот БА «Волсли», отличавшиеся цепным приводом, в Россию были поставлены в количестве 16 машин.

Фирма, выпускавшая «лучшие автомобили в мире», тоже приняла участие в «моторизации войны». Свои БА она производила по заказу Королевской морской воздушной службы (РНК) и сразу же отправляла их во Францию. Выпускались они на шасси авто «Серебряный призрак», поставленного в серию в 1908 году. Двигатель шестицилиндровый, мощностью 40/50 л.с. Коробка переключения передач — четырехступенчатая.

Первые три машины были готовы 3 декабря 1914 года, после чего было выпущено еще двенадцать. К концу января было подготовлено достаточное количество новых БА и их начали отправлять во Францию (и позднее в Египет), а также в немецкую Юго-Западную Африку, где тоже шли ожесточенные бои!

В Африке эти броневики заслужили похвалу за свою механическую надежность («Автомобили «Роллс-Ройс» никогда не ломаются» — рекламный слоган фирмы), хотя покрышки, заполненные губчатой резиной, и приходилось часто менять.

Два «Роллс-Ройса» попали в Россию и находились у нас до революции 1917 года; причем англичане утверждали, что одна из этих машин проехала 53 000 миль по ужасным дорогам или вообще без дорог, после чего ей потребовался только мелкий ремонт.

Некоторые машины подвергались переделкам непосредственно в полевых условиях. Так, бронеавтомобили Лоуренса Аравийского имели двойные колеса и спереди, и сзади, так как действовали в пересеченной пустынной местности. На них также снималась броня с крыши башни. Но спицованные колеса на них заменили дисковыми только после войны! Интересно, что некоторые автомобили RAF британских ВВС в несколько модернизированном виде применялись еще в 1941 году!

После успешного опыта применения пулеметных БА офицерами Королевской морской воздушной службы (РНК) был разработан тяжелый бронеавтомобиль на шасси 5-тонного грузовика «Сибрук» с четырехцилиндровым двигателем, на который должна была устанавливаться 3-фунтовая полуавтоматическая пушка фирмы «Виккерс». Автомобили этого типа тоже поставлялись из США, а поступили на службу уже 5 февраля 1915 года. 3-фунтовые пушки на них были смонтированы на тумбе в кузове немного спереди задней оси. Орудие имело круговой обстрел и щиток для защиты от пуль и осколков. Также на нем имелись четыре крепления для пулеметов «Виккерс-Максим», расположенных по углам открытого кузова. Броня имела толщину 8 мм.

Планировалось, что они будут поддерживать огнем более легкие БА «Ланчестер» и «Роллс-Ройс», но только ничего из этого не получилось, так как из-за своего большого веса они обладали никудышной проходимостью. В песках пустыни они легко вязли по самые оси, и вытащить их не было никакой возможности.

Интересна цветовая гамма британских БА, участвовавших в Первой мировой войне. Обычно те, что использовались в Соединенном Королевстве, были зеленого цвета. Зеленый цвет вместе с коричневыми пятнами и темно-серый (или вариации этих цветов) использовались во время войны на европейском ТВД; «песочный» или бледно-голубо-серый применялись для пустынного камуфляжа. Но применялся и очень яркий, «ослепляющий» камуфляж из пятен желтой охры красно-коричневого, синего(!) и темно-зеленого цветов. Шины имели светло-серый цвет — цвет натурального каучука. Опознавательными знаками являлись большие бело-красные кокарды, изображавшиеся на капоте и башнях.

Источник:https://topwar.ru/
Автор:
Олег Скворцовский
1+

от admin