2+

Уровень военных технологий и ресурсная база, которыми располагала императорская Япония во второй мировой войне не позволяли ей строить стратегические бомбардировщики способные достать Америку. Но японцы не были бы японцами если бы не придумали альтернативный выход из положения, по этому они  решили обратиться чуть ли не к средневековому опыту и взять на вооружение аэростат.

Идеи бомбардировки целей с воздушных шаров были популярны в 19 веке. Наполеон хотел победить британцев массированной атакой с небес, выслав на острова тьму монгольфьеров. Русский царь Александр Первый благоволил к идее графа Ростопчина перебить штаб Бонапарта бомбами, которые сбрасывались бы с шара изобретателя Лепиха. В середине 19 века австрийцы бомбили Венецию с аэростатов, что было неслыханно варварской акцией для того времени.
Исследования по применению аэростатов в лабораториях Японии начали с 1933 года, изучая полет аэростата на дальность до сотни километров. Постепенно дистанция была увеличена до 1000 километров и далее.

Конструкция:

Оболочка бомбардировочного трансконтинентального аэростата, получившего название “Fu-Go” (яп. Fusen-Go – “Аэростат Первый”) была сферической формы, диаметром около 10 метров. Ее объем составлял 538-540 кубических метров водорода (суммарная подъемная сила на уровне моря достигала 620 килограмм, из которых на долю полезной нагрузки оставалось всего около 136 кг). Примерно посередине оболочки, на ней было закреплено матерчатое кольцо, прошитое для прочности фестончатым швом. К этому кольцу крепились 14-метровые стропы, соединявшие оболочку аэростата с подвешенной под ней гондолой.

Гондола аэростата внешне напоминала алюминиевое колесо, в ободе которого были проделаны 70 отверстий. В эти отверстия вставлялись пиропатроны системы сброса балласта, к которым на тросиках подвешивались балластные мешки с песком. Аналогично, на пиропатронах размещалась и боевая нагрузка. На П-образной раме, установленной поверх крестовины “колеса”, устанавливалась электрическая батарея и аппаратура управления высотой полета аэростата.

Настоящим техническим вызовом для японских инженеров стала система контроля по высоте. Хотя, казалось бы, летящий по ветру аэростат не нуждается в особо сложном управлении, на самом деле это было далеко не так. Чтобы достигнуть территории Америки, запущенный с японских островов аэростат должен был оставаться на высоте 9-11,5 тысяч метров на протяжении двух-трех суток. Именно на этих высотах тихоокеанское струйное течение несло бы аэростат в нужном направлении. Проблема была в том, что из-за неминуемых утечек водорода и температурного расширения/сжатия газа днем и ночью, высота полета “Fu-Go” постоянно менялась.

Чтобы решить проблему, японскими инженерами была разработана оригинальная система “стабилизации по высоте”. В оболочке аэростата имелся пружинный клапан, отрегулированный таким образом, чтобы открываться, когда давление газа внутри оболочки значительно превосходило давление воздуха снаружи – примерно на высоте 11,5-12 тысяч метров.

В гондоле аэростата были установлены три барометра-анероида, замкнутые параллельно в электрическую цепь. Когда аэростат снижался ниже 9000 метров, вращающиеся стрелки анероидов замыкали цепь и подавали ток от бортовой батареи к пиропатронам системы сброса балласта. Чтобы система не начала сбрасывать балласт сразу же после старта (пока аэростат еще не успел набрать рабочую высоту), была предусмотрена 52-минутная задержка, обеспечиваемая обычным 10-метровым бикфордовым шнуром.

 

Японские воздушные шары запускали с осени 1944 года, когда сильные ветры не могли сносить аэростаты от цели. Всего аэростат мог пролететь примерно пять тысяч километров, что и случилось в ноябре 1944 года. Тогда японские воздушные шары появились в небе над пляжами штата Калифорния неожиданно. Упавшая бомба убила 5 малышей и отдыхавшую воспитательницу. Затем самураи попытались бомбардировать штат Орегон, где было убито до двух десятков мирных американцев. А всего японцы смогли выпустить в небо около 10 тысяч неуправляемых аэростатов, от которых эффект был минимальный. Бумажные шары проплывали также в небесах над Канзасом, Юконом, Невадой, Альбертой.
Остатки воздушного шара обнаружил 4 ноября 1944 года патрульный катер ВМС США в 66 милях к юго-западу от Сан-Педро, штат Калифорния. На оболочке заметили японские иероглифы.

ПВО США сначала не обращало внимание на необычные цели. Но затем воздушные шары в небе стали перехватывать истребители — так уничтожили до двух десятков шаров.
10 марта 1945 года последний японский аэростат бомбардировал линию электропередач, проходившую через штате Вашингтон. Из-за выхода из строя линии мощностям атомного проекта «Манхэттен» пришлось довольствоваться автономным источником электроэнергии.

На этом эксперименты с управляемым аэростатом завершились, поскольку начался 1945 год, а к тому времени у микадо стало резко не хватать денег на пустые забавы. К тому же американские бомбардировщики разбомбили большую часть установок по производству промышленного водорода в Японии.
Опыт японцев не пропал даром. Его востребовали в годы Корейской войны американские генералы, получившие в свое распоряжение бомбардировочный аэростат E77. Этот воздушный шар доставлял в автоматическом режиме насекомых, уничтожавших урожай на полях в занятых врагом областях. 

Источники:

https://armflot.ru/

https://fonzeppelin.livejournal.com/

2+

от admin