4+

45 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на «райском», курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. Из-за столкновения двух гигантских авиалайнеров «Боинг-747», принадлежавших голландской авиакомпании KLM и американской Pan American, оба самолета сгорели и при этом погибли 583 человека из 644 находившихся на их бортах.

К столь жуткой трагедии привело взаимное недопонимание друг друга экипажей обоих воздушных судов и авиадиспетчера, наложившееся на сложные погодные условия. Все началось с того, что «Боинг» KLM занял стартовую позицию в начале  взлетной полосы, а ему навстречу от противоположного конца полосы двигался американский «Боинг», получивший распоряжение примерно в середине пути свернуть на боковую рулежную дорожку №3.

Однако командир экипажа не понял диспетчера, говорившего с сильным испанским акцентом, и решил, что ему надо свернуть на следующую дорожку №4, расположенную гораздо дальше. Вместо того чтобы переспросить, он продолжил двигаться по прямой.

Тем временем, командир голландского экипажа запросил разрешения на взлет. Диспетчер в ответ дал инструкцию по набору высоты и последующему занятию воздушного коридора. Летчики восприняли это как команду взлетать. Командир ответил диспетчеру «We’re at take off». Испанец подумал, что эта фраза означает «Мы — на стартовой позиции» и ответил «ОК». Однако летчик имел в виду «Мы взлетаем!», а «ОК» он, очевидно, понял как подтверждение.

Решив, что «американец» уже освободил полосу, экипаж перевел двигатели на форсажный режим, отпустил тормоза и выдвинул закрылки. Огромная машина начала разгон. Катящегося прямо на нее американского «Боинга» пилоты не видели, поскольку над аэродромом стоял густой туман.

Экипажи авиалайнеров заметили друг друга, только когда рассотояние между ними сократилось до 700 метров. В этот момент прерывать разбег было уже поздно. Американский пилот резко свернул влево, чтобы съехать с бетонки, а голландский — попытался «подорвать» машину и перескочить через препятствие, изо всех сил дернув штурвал на себя. Но скорость была еще недостаточной.

«Боинг» KLM лишь «подпрыгнул» на 15 метров, рубанув по фюзеляжу лайнера Pan American работающими на полном газу двигателями и выпущенными тележками шасси, а законцовкой левой консоли — срезав ему киль. От удара двигатели загорелись и пламя моментально перекинулось на заполненные «под завязку» топливные баки. Пролетев всего сотню метров, пылающий «Боинг» грузно рухнул на полосу, снес шасси и «пропахал» на брюхе еще 300 метров, превратившись в огромный костер. Из 234 пассажиров и 14 членов экипажа не выжил никто, все сгорели заживо.

Протараненный американский «Боинг» окатило горящим керосином и он тоже вспыхнул. 326 пассажиров и девять членов экипажа погибли при ударе или сгорели, не сумев выбраться из охваченного пламенем фюзеляжа, но 61 человек, которым достались места в носовом салоне, все же смогли спастись, выпрыгнув через передние двери и аварийные люки.

Расследование возложило основную вину за произошедшее на погибший в полном составе экипаж голландского «Боинга», обязав авиакомпанию KLM выплатить компенсации семьям всех жертв авиакатастрофы.

Трагедий такого масштаба более не происходило ни в аэропортах, ни в воздухе, поскольку вероятность одновременной гибели сразу двух переполненных пассажирами суперлайнеров — крайне мала. Однако столкновения и падения воздушных судов многократно случались и в дальнейшем. Конечно, не это повод отказываться от полетов, просто надо помнить, что от судьбы не уйдешь, а полностью безопасных видов транспорта не существует.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com/
4+

от admin