В мире большой авиации, где правят бал многотонные лайнеры и боевые истребители, существует особая ниша сверхлегких летательных аппаратов, где царят простота, эффективность и доступность полета. Одним из ярчайших представителей этой категории стал канадский самолет Birdman Chinook, разработанный инженером украинского происхождения Владимиром Таланчуком.
История Birdman Chinook началась в 1982 году, когда первый прототип WT-11 поднялся в воздух, предложив авиационному сообществу нечто уникальное: самолет, способный взлетать и садиться буквально с автомобильной парковки, демонстрируя выдающиеся взлетно-посадочные характеристики.
Оригинальная модель WT-11, позже переименованная в Chinook 1S (1 Seater), представляла собой одноместный подкосный высокоплан с толкающим винтом, конструкция которого была реализована с использованием алюминиевых труб и прочной авиационной ткани. Самолет разрабатывался с учетом строгих правил американской категории сверхлегких воздушных судов FAR 103, что ограничивало его максимальный пустой вес.
При пустом весе всего в 113 кг и максимальном взлетном весе 283 кг, он мог нести полезную нагрузку около 170 кг. В движение его приводил одноцилиндровый двухтактный двигатель Rotax 277 мощностью 28 лошадиных сил, который позволял развивать крейсерскую скорость около 80 км/ч. Одной из ключевых особенностей конструкции было крыло большого удлинения (более 10 метров в размахе) со специальным аэродинамическим профилем UA 80/1, разработанным в Университете Альберты, что обеспечивало самолету отличное аэродинамическое качество и способность отлично планировать с выключенным двигателем.
Успех одноместной модели привел к появлению двухместной версии в 1984 году, получившей название Chinook 2S. Эта модификация сохранила общую концепцию, но была оснащена более мощными двигателями, такими как Rotax 447 (42 л.с.) или Rotax 503 (50 л.с.), что позволило разместить второго пилота или пассажира. На протяжении многих лет самолеты Chinook продавались по всему миру как в виде готовых к полету экземпляров, так и в виде комплектов для самостоятельной сборки (кит-наборов), и общее число выпущенных экземпляров превысило 1100 единиц.
Благодаря своей простоте в управлении, прочной конструкции и невероятной способности работать с неподготовленных площадок, Birdman Chinook стал настоящей рабочей лошадкой для пилотов, которым требовался надежный и экономичный летательный аппарат для полетов над труднодоступной местностью, где даже не всякому вертолету найдется посадочная площадка, или просто для удовольствия от полета.
В 2018 году Дэн Рейнольдс установил на этом самолете рекорд мира по самой короткой посадочной дистанции в классе LSA (Light Sport Aircraft) на соревнованиях в Валдизе, Аляска (Valdez STOL Competition). Посадочная дистанция составила 287 см(!).
ЛТХ:
| Размах крыла, м | 10.68 |
| Длина самолета,м | 5.34 |
| Высота самолета,м | 1.78 |
| Площадь крыла, м2 | 13.00 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 113 |
| максимальная взлетная | 283 |
| Тип двигателя | 1 ПД Rotax 277 |
| Мощность, л.с. | 1 х 28 |
| Максимальная скорость, км/ч | 97 |
| Крейсерская скорость, км/ч | 81 |
| Практическая дальность, км | 324 |
| Скороподъемность, м/мин | 216 |
| Практический потолок, м | 4575 |
| Макс. эксплуатационная перегрузка | 6 |
| Экипаж, чел | 1 |
Цена набора Birdman Chinook WT-11 (одноместный) в середине 1980-х годов составляла примерно $6 400 долларов США (или $7 995 канадских долларов).
Для двухместной версии Chinook Plus 2 в середине 2010-х годов цены на новые комплекты (без двигателя и приборов) варьировались:
- Комплект под двухтактный двигатель: около $13 800 долларов США.
- Комплект под четырехтактный двигатель: около $14 500 долларов США.
На сегодняшний день новые комплекты или готовые самолеты этой модели уже не производятся серийно, поэтому актуальная цена может быть определена только на вторичном рынке. Подержанные сверхлегкие самолеты в зависимости от состояния и комплектации могут стоить от $5 000 до $30 000.
Автор: ЕНОТ
Источники:
Aeroplanemanufactory.com. The Chinook Plus 2 Light Sport Aircraft
ByDanJohnson.com. Dan Johnson. Chinook Plus 2
Lightsportaircraftpilot.com. Birdman Chinook WT11 ultralight aircraft
Samolotypolskie.pl. Birdman WT-11 ”Chinook”, 1982 (ASAP «Chinook 2 Plus»)
Lightsportaircraftpilot.com. Birdman Chinook WT11 ultralight aircraft
Samolotypolskie.pl. Birdman WT-11 ”Chinook”, 1982 (ASAP «Chinook 2 Plus»)
https://www.airwar.ru/







