Италия, как и Великобритания, в конце 1990-х годов стремилась обновить парк противолодочных вертолётов, заменив устаревшие палубные Agusta-Sikorsky AS-61. Однако для ВМФ страны новая машина должна была выполнять не только противолодочные задачи, но и ряд дополнительных функций.

Изначально планировалось закупить 36 вертолётов, но в итоге объём контракта сократили до 20 машин четырёх модификаций с возможностью последующего заказа ещё четырёх. Главным отличием итальянских AW101 от британских версий стала установка двигателей General Electric T700-GE-T6A1. Кроме того, противолодочные вертолёты получили шасси с сдвоенными колёсами и лишь два иллюминатора с левого борта вместо трёх, как у Merlin HM.Mk 1.

Базой для итальянского варианта стала версия Mk 110, известная под обозначением ASVW/E (Anti-Submarine and Anti-Surface Warfare — борьба с подводными и надводными целями). Эти машины служат в 1-й вертолётной группе, дислоцированной на авиабазе Луни-Сарзана возле Специи, и размещаются на кораблях флота. AW101 могут базироваться на авианосцах «Джузеппе Гарибальди» и «Конте ди Кавур», вертолётоносце «Витторио Венето», эсминцах типа «Луиджи Дуранд де ла Пенне» и «Аудаче», фрегатах типа «Маэстрале», а также на десантных кораблях класса «Сан Джорджо».

В состав бортового оборудования версии ASVW/E входят поисковая РЛС Eliradar APS-784, система радиоэлектронной борьбы и радиопротиводействия от компании Elettronica, процессор гидроакустической станции Alenia AYK-204, а также погружаемая ГАС L-3 Communications HELRAS.

Вооружение противолодочного варианта включает торпеды Whitehead Moto Fides A244/S, а для поражения надводных целей применяется противокорабельная ракета MBDA Marte Mk 2/S. Первый пуск этой ракеты с борта AW101 состоялся 1 июня 2004 года у побережья Сальто-ди-Куирра.

Прототип ASVW/E с обозначением RR6 впервые поднялся в воздух 26 апреля 1999 года, а серийный Mk 110 совершил первый полёт 4 октября того же года. Изначально итальянский флот заказал восемь таких машин, затем добавил ещё две. Первый вертолёт поступил на авиабазу Луни в 2001 году для испытаний, а девятая машина этой серии была поставлена в 2009-м.

После завершения производства первой партии фирма AgustaWestland приступила к созданию варианта дальнего радиолокационного обнаружения AW101 Mk 112 (военное обозначение — AW101 HEW). Конструктивно он основан на фюзеляже версии ASVW/E, но вместо противолодочного комплекса оборудован РЛС Eliradar HEW-784, установленной под носовой частью. Трёхметровая антенна заметно крупнее APS-784, поэтому радиолокационный обтекатель выступает за габариты фюзеляжа. Для охлаждения аппаратуры на бортах появились дополнительные воздухозаборники.

Первоначальный заказ включал четыре таких вертолёта с опционом на два дополнительных. Они начали поступать в строевые части в 2004 году. AW101 HEW обеспечивает отслеживание воздушных и надводных целей в условиях активных помех, выполняет функции целеуказания за горизонт и может использоваться для поиска и спасения, а также для борьбы с надводными кораблями.

Следующие восемь итальянских AW101 построены в транспортном варианте. Первые четыре из них получили обозначение AW101 Mk 410 (UTY). Эта версия создана на базе фюзеляжа серии Mk 400, имеет тонкую хвостовую балку и заднюю грузовую рампу. На правом борту расположены четыре иллюминатора и большая сдвижная дверь, на левом — пять иллюминаторов.

Прототип транспортного варианта RR9 совершил первый полёт 16 января 1991 года, а первый серийный Mk 410 поднялся в воздух в сентябре 2003 года и вскоре поступил в 1-ю вертолётную группу. AW101 UTY способен перевозить 30 десантников сидя или до 45 человек стоя, а в санитарном исполнении — до 16 раненых на носилках. Для проведения поисково-спасательных операций над дверью кабины установлена лебёдка.

Один из вертолётов UTY был сдан в аренду AgustaWestland для участия в американской программе VH-71, предполагавшей создание нового президентского вертолёта. Хотя проект был закрыт, машина всё же побывала в США, где использовалась для испытаний и обучения персонала в Патаксент-Ривер, после чего возвращена итальянскому флоту.

Следующая четвёрка транспортных AW101 получила обозначение Mk 413 (ASH) — транспортно-боевой вариант поддержки морского десанта. На базе конструкции Mk 410 вертолёт оснащён комплексом БРЭО для сопровождения десантных операций: радиолокатором с метео-РЛС Selex Galileo APS-717, инфракрасной системой обзора передней полусферы в новом носовом обтекателе (изначально разработанном для экспортного Mk 512 TTT для Дании), а также системой радиоэлектронной борьбы и автоматического огибания рельефа Selex Communications.

Как и другие версии, AW101 UTY и ASH оснащаются двигателями T700-GE-T6A1 и имеют складывающиеся хвостовые балки и лопасти, что позволяет им базироваться на кораблях. Эти вертолёты активно применяются для поддержки морской пехоты, спецподразделений, боевых пловцов и разведывательных групп COMSUBIN и роты «Bafile» полка «San Marco».

Сегодня AW101 остаётся основным типом вертолёта в составе военно-морских сил Италии. Помимо флота, 12 машин (с возможностью заказа ещё трёх) приобрели и военно-воздушные силы страны для замены устаревших Agusta-Sikorsky HH-3F Pelican.

ЛТХ:

Модификация   AW.101
Диаметр главного винта, м   18.60
Диаметр хвостового винта, м   4.00
Длина,м   22.80
Высота ,м   4.55
Масса, кг  
  пустого   7100
  максимальная взлетная   15600
Тип двигателя   3 ГТД General Electric T700-GE-T6A1
Мощность, кВт  
  взлетная   3 х 1884
  продолжительная   3 х 1522
Максимальная скорость, км/ч   309
Крейсерская скорость, км/ч   278
Практическая дальность, км   1853
Дальность действия, км   850-1300
Продолжительность полета, ч   5
Практический потолок, м   4575
Статический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   30 солдат сидя или 45 солдат стоя или 16 носилок или 3050 кг груза в кабине или 5443 кг на подвеске
Вооружение:  один 12.7-мм пулемет
возможна подвеска НУР, УР, ПТУР на 2 узлах подвески

Источники:
de Agostini. Мировая Авиация. AgustaWestland AW.101

FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Agusta-Westland AW.101 & NH Industries NH90

Agustawestland.com. AW101

https://www.airwar.ru/

от admin