11 февраля 1992 года в Баренцевом море произошло событие, которое российские СМИ десятилетиями подавали как героическую победу своего флота. Столкновение двух атомных субмарин — российской К-276 «Кострома» и американской USS «Baton Rouge» — стало хрестоматийным примером того, как пропаганда превращает хоть и серьезную, но по сути, банальную аварию в миф о триумфальном и чуть ли ни героическом «таране». При ближайшем рассмотрении этот инцидент оказывается скорее фарсом, демонстрирующим уровень хаоса и некомпетентности, царящим в российском флоте.
АПЛ «Кострома» с помятой рубкой
Хроника слепого всплытия
Инцидент произошел в обычный, казалось бы день, в водах, традиционно кишащих как российскими, так и американскими подлодками. Американская «Baton Rouge» (класс «Лос-Анджелес») занималась своим привычным делом — скрытым наблюдением, или, как выражаются военные, «слежением». Это стандартная практика времен Холодной войны, которая, как оказалось, продолжилась и после ее формального завершения.
Российская К-276 проекта 945 «Барракуда», по официальной версии, выполняла учебно-боевые задачи. Ближе к вечеру экипажу понадобилось всплыть для сеанса связи. В этот момент и произошло то, что сложно назвать иначе как «встречей двух одиночеств».
Проблема заключалась в фатальной ошибке обеих сторон: они попросту не знали, где находится противник. Акустический контакт был потерян. Американские акустики, словно в темной комнате, пыталась «нащупать» «Кострому». Российская лодка, в свою очередь, начала маневр всплытия, не убедившись в безопасности верхнего эшелона.
Это было столкновение, случившееся не из-за блестяще спланированной атаки, а из-за банального разгильдяйства и нарушения протоколов безопасности навигации.
Почему лодки не «видели» друг друга
Почему же две вполне современные (на тот момент) субмарины не «увидели» друг друга? Военно-морской аналитик Евгений Мясников объяснил причину редкого инцидента сочетанием роковых обстоятельств.
«Обе подводные лодки действовали на относительном мелководье. В таких условиях шум волн на поверхности моря создает сильные помехи и фоновый шум. В этом акустическом «тумане» оператору гидролокатора крайне сложно отличить шум винта другой субмарины от естественных звуков.
В шумной обстановке мелководья дальность обнаружения подводных лодок класса «Сьерра» (российская «Барракуда» относится к аналогичному классу) падает до критических значений — всего около 100 метров, или даже меньше. Американские подводные лодки не могут обнаружить лодку противника, если та приближаются в так называемый «слепой угол» в 60 градусов позади них — зону, где отсутствуют стационарные кормовые или бортовые гидроакустические антенные решетки.
Инцидент 1992 года, возможно и стал результатом именно такого стечения обстоятельств: гидроакустики обеих лодок не смогли услышать друг друга в сложной шумовой обстановке Баренцева моря.»
Есть контакт…
Представьте себе неловкий момент: две махины весом в тысячи тонн, каждая из которых стоит сотни миллионов долларов, встречаются, как два автомобиля на плохо освещенном перекрестке. Но вместо бамперов — высокоточное оборудование и ядерные реакторы.
«Кострома» всплывала и ее ограждение рубки ударило в днище американской лодки. Это был не классический таран, а скорее неуклюжий тычок снизу вверх. Свидетельства говорят о том, что американцы, находившиеся сверху, почувствовали сильный удар и жуткий скрежет.
Российские источники впоследствии описывали этот момент с нескрываемым пафосом: «Мы ее победили! Мы нанесли ей решающий удар!». В реальности, удар пришелся по наименее защищенной и наиболее выступающей части российской субмарины.
Обе лодки получили повреждения. «Кострома» вернулась на базу с вмятинами на рубке и поврежденным обтекателем гидроакустического комплекса. Это как если бы вы гордились тем, что поцарапали крыло чужого автомобиля своим бампером.
Американская «Baton Rouge» пострадала сильнее. Хотя Пентагон изначально отрицал инцидент (что, впрочем, является стандартной практикой для военных ведомств всего мира), следы на российской лодке вынудили их признать факт столкновения. Американскую субмарину отправили на ремонт. И вот здесь кроется главный «триумф» российских «победунув».
Звезда «победы» на рубке едва не утонувшей «Костромы»
Пиррова победа и символ фарса
Ремонт «Baton Rouge» был признан экономически нецелесообразным. Лодка, спущенная на воду 26 апреля 1975 года, уже подходила к концу своего срока службы. Повреждения, хоть и серьезные, не были фатальными, но стали удобным поводом для списания стареющей субмарины. Она была выведена из состава флота и в конечном счете утилизирована.
Российская «Кострома» же, после полутора лет ремонта, вернулась в строй. И вот он, апофеоз мифотворчества: на ее рубке белой краской нарисовали огромную звезду — символ «победы», традиционный для советской и российской военной традиции.
Это изображение стало мемом, символом того, как из аварии можно сделать героическую сагу. Российская лодка, которая чудом не утонула вместе с американской из-за нарушения базовых правил, была объявлена победителем в «таранном бою».
Этот инцидент — яркий пример того, как технические проблемы и разгильдяйство маскируются под патриотический подвиг. «Победа» заключалась лишь в том, что более старая и менее нужная американская лодка была списана, в то время как более современная российская кое-как доковыляла до базы и на полтора года выпала из боевого состава. Никакого тактического превосходства, только случайность, возведенная в ранг героизма.
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторные посещения. Нажимая «Принять все», вы соглашаетесь на использование ВСЕХ файлов cookie. Однако вы можете посетить «Настройки файлов cookie», чтобы предоставить контролируемое согласие.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.