В самом разгаре предвоенных лет, в 1940 году, советские военные решили попробовать нестандартный подход: раз уж автоматические и самозарядные винтовки под винтовочный патрон не слишком успешно шли в серию, может, стоит «зайти с другой стороны»? Идея была проста — взять хорошо зарекомендовавшийся пистолетный патрон 7,62×25 мм ТТ, удлинить ствол, чтобы повысить скорость пули, и получить компактное, легкое и точное оружие для боёв на средних дистанциях — до 800 метров.
На бумаге всё выглядело логично. Как отмечал оружиевед Сергей Монетчиков, удлинение ствола до 400 мм должно было увеличить начальную скорость пули и обеспечить уверенную стрельбу на расстояниях до 600–800 метров. Однако первые же испытания карабинов, разработанных С. Коровиным, С. Симоновым и В. Дегтяревым, были не утешительны. Удлинённый ствол почти не влиял на баллистику: пуля всё равно летела со скоростью около 500 м/с — как у ППШ — а реальная дальность огня оставалась в пределах 200 метров.
Но идею не похоронили. В 1941 году к теме вернулись — на этот раз по инициативе полковника Павла Ивановича Майна, преподавателя Академии ВВС РККА. В своей докладной записке он указывал, что бойцы сапёрных, связных, дорожных и артиллерийских частей нагружены ненужными винтовками и нуждаются в более лёгком, но действенном оружии ближнего боя. Ни винтовка Мосина, ни самозарядная винтовка Токарева, ни даже ППШ с его весом и расходом патронов не подходили под эти цели.
Майн сослался на опыт США, где как раз в то время приняли на вооружение карабин М1 под патрон .30 Carbine — промежуточное решение между пистолетом и винтовкой. Это укрепило аргументацию, и полковнику дали «зелёный свет» на разработку. Уже в 1942 году под его руководством был изготовлен опытный самозарядный карабин под патрон ТТ. На заводских испытаниях он показал хорошую точность, надёжность автоматики и простоту в обращении. Автоматика работала по принципу полусвободного затвора, а сам карабин выглядел как удлинённый пистолет-пулемёт, рассчитанный только на одиночный огонь, но с креплением под штык.
В первом образце карабина Майна схема запирания была скопирована с системы использовавшейся в пистолете-пулемете американца Юджина Райзинга (когда патрон находился в патроннике, задняя часть затвора немного приподнималась и заходила специальным болтом в полукруглый вырез отверстия для экстракции гильз, после выстрела часть энергии пороховых газов (и, соответственно, часть времени) тратилась на вывод этой части затвора из углубления и приведения его в горизонтальное положение), во втором замедление достигалось за счет вращения передней части затвора относительно неподвижной задней.
Информации с описанием автоматики третьего образца найти не удалось.
Карабин Майна, как и версии других конструкторов, был отправлен на полигонные испытания в августе 1942 года. Однако лидером стал карабин Симонова, показавший более точную стрельбу. У карабина Майна радиус попаданий был почти в полтора раза больше — 26 см против 18 см на 100 метрах, а на 300 м — 89 и 58 см соответственно
Технические характеристики карабина Майна №1 / №2
Длина общая
— без штыка 905 мм / 905 мм
— со штыком 1140 мм / 1140 мм
Длина ствола 380 мм / 371 мм
Вес б/п, б/ш 3,1-3,065 кг / 2,953 кг
Количество деталей
— заводских 71 шт.
— при разборке 9 шт.
Самое главное: эксперименты подтвердили главную проблему — пистолетный патрон не даёт желаемой дальности и точности, даже с длинным стволом. Удлинение оружия не компенсировало баллистические ограничения самого патрона. Путь был тупиковым.
В итоге, к концу 1942 года проект свернули. В 1943 году советские конструкторы сосредоточились на более перспективной идее — создании промежуточного патрона и автоматического оружия под него, что и привело к рождению АК и его «семейства».
Так попытка сделать «советский М1 Carbine» завершилась провалом, но зато показала советским оружейникам «как делать не надо», и дала толчок к более перспективным разработкам.
Источники:
-
Монетчиков С. «История русского автомата»
-
Чумак Р. «АК-47: история создания и принятия на вооружение Советской Армии»
-
Журнал Army Ordnance, 1941
-
Архивы Академии ВВС РККА, записка П.И. Майна, 1941–1942 гг.



