24 января 1946 года, с испытательного аэродрома Горьковского авиазавода №21 впервые поднялся в воздух «самолет 130» — первый прототип истребителя Ла-9. Его можно было бы назвать лучшим советским истребителем Второй Мировой войны, если бы он появился на свет пораньше, а не через полгода после ее завершения, когда на Западе тема поршневых истребителей считалась уже закрытой.
Когда американцы в Корее впервые столкнулись с Ла-9, они поначалу решили, что русские ввели в бой трофейные немецкие «Фокке-Вульфы» FW-190( сказалась некоторое внешнее сходство с немецкой машиной). Однако вскоре разобрались, что это другой самолет, просто в СССР после войны запустили в серию и приняли на вооружение истребитель, аналогичный тому, который немцы сделали еще в 1939-м, а впервые применили в боях в 1941 году.
Впрочем, «портретное сходство» Ла-9 с FW-190 было чисто внешним, а по сути Ла-9 представлял собой цельнометаллический вариант истребителя Ла-7, который в свою очередь являлся модификацией истребителя Ла-5ФН, разработанного еще весной 1943-го. Замена древесины дюралюминием позволила при той же массе конструкции и том же двигателе, что и у Ла-7, вдвое усилить вооружение, установив четыре пушки вместо двух, в 2,5 раза увеличить дальность полета, поставив дополнительные бензобаки, а также — сделать кабину менее тесной и оснастить машину дополнительным оборудованием, например, — радиокомпасом.
При этом летные характеристики остались на прежнем уровне. а максимальная скорость даже немного повысилась. Это наглядно показывает, насколько более совершенными были бы советские истребители времен Второй мировой, если бы их, как во всем остальном мире, делали не из фанеры, ткани и стальных труб, а из дюралюминия.
В принципе, Ла-9 мог бы появиться гораздо раньше, если бы лавочкинскому КБ еще во время войны поручили спроектировать металлический, а не деревянный истребитель. На фронтах Второй мировой такая машина оказалась бы куда более полезной, чем «фанерные ящики», в которых приходилось воевать советским летчикам. Но, как говорится, история не дружит с сослагательным наклонением.
ЛТХ:
| Размах крыла, м | 9.80 |
| Длина, м | 8.625 |
| Высота, м | 3.56 |
| Площадь крыла, м2 | 17.59 |
| Масса, кг | |
| пустого | 2638 |
| нормальная взлетная | 3425 |
| максимальная взлетная | 3676 |
| топлива (максимально) | 825 |
| Тип двигателя | 1 ПД Швецов АШ-82ФН |
| Мощность, л.с. | 1 х 1850 |
| Максимальная скорость , км/ч | |
| у земли | 640 |
| на высоте | 690 |
| Практическая дальность, км | 1735 |
| Скороподъемность, м/мин | 1064 |
| Практический потолок, м | 10800 |
| Экипаж, чел | 1 |
| Вооружение: | четыре 23-мм пушки НС-23 |






