В случае опасности, многие животные прячутся в норе, вырытой ими или кем-то другим в земле. Чем глубже нора, чем больше количество запасных выходов из неё, чем больше усилий было потрачено на её рытьё и обустройство, тем выше шансы зверя на выживание. В вопросах выживания инстинкт и интеллект человека также зачастую ведёт его в глубины земной поверхности. Однако, как зверя может выкопать из норы более сильный, умный и упорный хищник, так и до человека, укрывшегося под землёй, могут дотянуться его недружелюбные собратья. Сегодня речь пойдет о бункерах и о конвенциональных противобункерных боеприпасах.
Бункер
Как только появились дальнобойные артиллерийские снаряды и авиабомбы, так почти сразу стали строиться и бомбоубежища или бункеры, предназначенные для того, чтобы от них укрываться.
Вначале это были примитивные убежища, расположенные близко к поверхности земли, с тонкими перекрытиями из доступных материалов. Однако, по мере роста могущества авиабомб, увеличивалась глубина строительства и прочность конструкций бункеров.
Строительство бункеров достигло своего пика после появления ядерного оружия и активного наращивания его количества США и СССР в ходе Холодной войны, когда Третья мировая война в её ядерном варианте казалась практически неизбежной.
В тот момент бункеры превратились в сложнейшие многоэтажные подземные сооружения, защищённые многометровыми слоями железобетона повышенной прочности, оснащённые новейшими системами жизнеобеспечения, запасами воды, провизии и других необходимых предметов выживания, расположенные на глубине в несколько сотен метров под городами и скальными породами.
Те, кому строительство сверхсовременных бункеров было не по плечу, старались максимально использовать естественные и искусственные укрытия – пещеры, штольни, каменоломни, в меру возможностей расширяя их и укрепляя. Именно такие примитивные, но действенные укрытия прекрасно развиты в странах третьего мира.
В принципе, во все времена подземные сооружения способствовали выживанию стран и народов – в пещерах и катакомбах прятались от захватчиков, в них хранили припасы, из них осуществляли вылазки бойцы сопротивления.
В наше время значение бункеров и других подземных сооружений только возрастает – это хорошо понимают в таких странах-изгоях как Иран, Северная Корея и россия, в которых протяжённость подземных сооружений, судя по всему, составляет уже сотни, если не тысячи километров. Понимали это и в СССР – о советских подземных сооружениях ходят легенды, хотя достоверной информации на эту тему мало.
В 90-е годы XX века многие советские объекты оказались заброшены, в результате чего на некоторые из них смогли пробраться диггеры и спелеологи – исследователи искусственных подземных сооружений, однако затем, по мере установления фашистского режима в россии, подземные рейды любителей подземелий стали прекращаться, а информация из сети Интернет вымарываться, те, кто что-то знает, помалкивают, чтобы не угодить за решётку.
Сейсмические авиабомбы
Военные и разработчики вооружений быстро поняли, что обычными авиабомбами высокозащищённые бункеры не разрушить, впрочем, предпосылки для создания противобункерных боеприпасов были созданы ещё до начала Второй мировой войны (ВМВ), тогда для обозначения таких боеприпасов использовались разные названия – противобункерная бомба, бетонобойная бомба, бункерная бомба, сейсмическая бомба.
В 1930-х годах английский инженер-конструктор Барнс Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости, и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания, в результате чего подземный взрыв очень мощной авиабомбы причиняет гораздо большие повреждения наземным строениям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.
Для того чтобы доставить заряд взрывчатки под вражеские здания и сооружения, Уоллес предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в грунт до детонации. Расчеты показали, что масса такой бомбы должна составлять порядка 10 тонн, сбрасываться она должна была с высоты порядка 10-12 километров, при этом критически важным фактором являлась точность попадания.
Тогда эта идея явно опередила своё время, но уже к середине ВМВ потребность Великобритании в мощных противобункерных бомбах вынудила Барнса Уоллеса вернуться к их разработке, в результате чего была создана сейсмическая авиабомба Tallboy массой 5,5 тонн.
С помощью авиабомб Tallboy был разрушен бетонный купол над подземным заводом ракет «Фау-2», осуществлено уничтожение железнодорожного тоннеля вблизи города Сомюр, уничтожена суперпушка «Фау-3», потоплены линкор «Тирпиц» и тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».
Вслед за сейсмической авиабомбой Tallboy Барнсом Уоллесом была разработана ещё более мощная авиабомба Grand Slam длиной почти 8 метров и массой порядка 10 тонн. После сброса с модифицированных бомбардировщиков Avro Lancaster с высоты около 8 км бомба достигала сверхзвуковой скорости и проникала в землю на глубину до 40 метров.
За годы ВМВ была выпущена и сброшена 41 сейсмическая авиабомба Grand Slam – с их помощью разрушали ангары немецких подводных лодок и другие высокозащищённые объекты.
На базе авиабомбы Grand Slam в США разработали могучую противобункерную авиабомбу T-12 Cloudmaker массой свыше 20 тонн, поднять которую мог только шестимоторный стратегический бомбардировщик Convair B-36. Конструктивно авиабомба T-12 Cloudmaker почти не отличалась от авиабомбы Grand Slam.
После списания T-12 Cloudmaker одновременно с её носителем Convair B-36 наступило затишье, сейсмические авиабомбы – конвенциональные противобункерные боеприпасы повышенного могущества – канули в Лету, надолго уступив место ядерным противобункерным боеприпасам, а также конвенциональным противобункерным боеприпасам тактического класса.
Мы перелистнём эти страницы вплоть до того момента, когда военным вновь потребовались современные конвенциональные противобункерные боеприпасы повышенного могущества.
Противобункерные авиабомбы
Современные противобункерные боеприпасы повышенного могущества недалеко ушли от расчётов Барнса Уоллеса, да и мало их.
В частности, американская GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB), или, как её ещё называют, Mother Of All Bombs (Мать всех бомб) – это не противобункерный боеприпас, а просто авиабомба повышенного могущества, пусть и способная уничтожать некоторые подземные объекты. Её масса составляет 9,5 тонн, а длина 9,2 метра, всего выпущено 17 единиц GBU-43/B MOAB.
Единственное боевое применение авиабомбы GBU-43/B MOAB было в 2017 году в Афганистане, когда её сбросили на комплекс тоннелей, используемых, по утверждению США, боевиками группировки «Исламское государство». По данным министерства обороны Афганистана (тогда ещё «демократического»), в результате удара было уничтожено до 90 боевиков, сами боевики заявили, что пострадавших от взрыва нет – поди теперь разберись.
Таким образом, единственной подтверждённой противобункерной авиабомбой, чьи параметры соответствуют расчётам Барнса Уоллеса, сделанным в 30-х годах прошлого века, соответствует американская противобункерная авиабомба GBU-57.
Её масса составляет почти 14 тонн при длине свыше 6 метров и диаметре 800 миллиметров, при этом масса взрывчатого вещества составляет всего 2,7 тонны, что говорит о максимально прочном стальном корпусе GBU-57. Противобункерная авиабомба GBU-57 способна перед взрывом проникать в землю на глубину до 61 метра или пробивать до 19 метров армированного бетона (всего в полтора раза глубже, чем Grand Slam).
Впрочем, ключевым отличием современных противобункерных конвенциональных авиабомб является не мощность, а точность попадания, значительно повышающая эффективность разрушения высокозащищённых подземных сооружений.
Точность попадания отчасти может компенсировать могущество авиабомбы, например, американская управляемая авиационная бомба GBU-28 массой 2,3 тонны способна пробить более 30 метров грунта или 6 метров бетона.
Кстати, вроде бы китайцы испытывали некий аналог GBU-57, но какая-либо достоверная информация об этой авиабомбе отсутствует, по виду — какая-то она «не проникающая».
Выводы
В ближайшей перспективе засилье высокоточных боеприпасов большой дальности, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА) всех типов, в сочетании с орбитальными средствами разведки, целеуказания и связи, обеспечивающими возможность доразведки цели и перенацеливания атакующего боеприпаса в полёте, могут сделать все наземные объекты абсолютно уязвимыми.
А вот с подземными объектами всё сложнее – так просто до них не добраться. Даже относительно неглубокие, но защищённые слоями железобетона объекты требуют применения противобункерных боеприпасов для своего уничтожения, при этом носители указанных противобункерных боеприпасов должны находиться в районе точки попадания, поскольку дальность у противобункерных боеприпасов небольшая – на недорогой БПЛА-камикадзе их не повесить.
Что касается высокозащищённых бункеров, то здесь всё еще сложнее, даже для поражения тех из них, что находятся на относительно небольшой глубине – до сотни метров, требуются, если можно так выразиться, противобункерные боеприпасы стратегического класса, находящиеся на «вершине пищевой цепочки».
А для их применения необходимо, чтобы стратегический бомбардировщик типа B-52H или B-2 оказался практически над самим поражаемым объектом, причём на большой высоте. Сделать это можно только тогда, когда средства противовоздушной обороны (ПВО) противника подавлены практически полностью, что весьма затруднительно, поскольку они всегда могут перейти от тактики обороны объектов к засадной тактике охоты на самолёты противника.
Те высокозащищённые бункеры, что находятся на глубине 200-300 метров и более, для конвенциональных противобункерных боеприпасов, судя по всему, пока неуязвимы. Можно сказать, что в противостоянии «бункеры против конвенциональных противобункерных боеприпасов» первые пока лидируют. Для таких уже нужны ядерные проникающие боеприпасы, которые по заявлениям американских специалистов, способны достать «бункерную крысу» на глубине нескольких сот метров.
Автор: Андрей Митрофанов











