В январе 1916 года, на Западный фронт Первой Мировой войны начал поступать «Ньюпор-11» — первый в мире массовый одноместный истребитель специальной постройки. Более ранние самолеты этого класса являлись переделками безоружных разведчиков или спортивных самолетов, превращенных в истребители путем установки пулемета.
Впрочем, «Ньюпор-11» тоже появился не на пустом месте. Его непосредственным предшественником был двухместный разведчик «Ньюпор-10». В 1915 году его иногда переделывали в истребитель, убирая вторую кабину летчика-наблюдателя и устанавливая над верхним крылом пулемет для стрельбы поверх винта. Но для истребителя машина была слишком тяжелой и крупной, а это не позволяло достичь высоких летных характеристик.
Поэтому в конце того же года главный конструктор фирмы «Ньюпор» Густав Деляж всего за 40 дней разработал значительно облегченную и уменьшенную в размерах версию «Ньюпора-10», в которой изначально не было второй кабины. Самолет получил следующий порядковый номер «11», а за его небольшие габариты ему сразу дали прозвище «Бебе» (по-французски — младенец или малыш), под которым машина вошла в историю.
Длина «Бебе» составляла всего 5,5 метров, а масса — 320 кг. Для сравнения, «Ньюпор-10» имел длину 7 метров и весил 440 кг. А поскольку на обоих машинах стоял один и тот же мотор — 80-сильный ротатитвный «Рон», «младенец» закономерно получился значительно резвее своего «папаши». Он развивал скорость 165 км/ч, а «Ньюпор-10» — всего 140. И потолок оказался значительно выше, чем у «десятки», — пять километров против четырех.
Разумеется, самолет сразу запустили в серийное производство, а к концу января 1916 года на фронте было уже 90 таких машин. «Бебе» выпускался во Франции всего несколько месяцев, поскольку весной того же года появилась улучшенная модификация «Ньюпор-16», оснащенная более мощным 110-сильным двигателем. Но за это короткое время успели построить более 600 экземпляров, состоявших на вооружении 23 истребительных эскадрилий.
Эти самолеты помогли французам перехватить господство в воздухе, завоеванное немцами осенью 1915-го благодаря истребителям «Фоккер-Айндеккер». «Младенец» превосходил «Фоккера» по всем летным характеристикам, уступая лишь в эффективности вооружения, поскольку из его пулемета, установленного над верхним крылом, попасть в цель было гораздо сложнее, чем из синхронного пулемета немецкой машины.
Да и перезарядка такого пулемета в полете представляла собой опасный акробатический трюк. Пилоту приходилось отстегивать привязные ремни, вставать в кабине во весь рост, зажав ручку управления между ногами, а потом вручную менять довольно тяжелый патронный диск, рискуя уронить его себе на голову или вывалиться за борт.
О том чтобы проделать это во время схватки не могло быть и речи, поэтому летчикам, расстрелявшим магазин, приходилось сразу выходить из боя. Правда, вскоре появились стрелковые лафеты, позволявшие пилоту, разомкнув крепление, наклонять пулемет на себя, чтобы дотянуться до диска, не вставая с сиденья. Но все равно перезарядка пулемета одной рукой оставалась весьма нелегкой задачей.
А достаточно надежных и безотказных пулеметных синхронизаторов у французов еще не было. Они появились лишь через несколько месяцев и пошли в серию на модификации «Ньюпор-17», вооруженной синхропулеметом «Виккерс» с ленточным питанием, позволившим, наконец, забыть «патронную акробатику» как кошмарный сон. При осечках «Виккерс» перезаряжался простым передергиванием затвора.
На «Бебе» воевали не только французы. Весной и летом 1916-го он поставлялся союзникам — бельгийцам, румынам, англичанам и россиянам, а в Италии и в россии истребитель выпускался по лицензии. Московский завод «Дукс» построил порядка 40 штук, а в Италии «Младенец» получил даже более широкое распространение, чем на родине. Фирма «Ньюпор-Макки» за год настрогала около 700 экземпляров машины, которая до середины 1917 года являлась основным истребителем итальянских ВВС. В других странах к тому времени уже перешли на более совершенные модификации «Ньюпоров», но итальянцев «Бебе» почему-то устраивал.
Источники:
https://aeronauticsmagazine.com/
https://vikond65.livejournal.com/





