120 лет назад, 9 октября 1904 года (по старому стилю) произошел так называемый «Гулльский инцидент» — один из самых нелепых и позорных эпизодов в истории российского императорского флота. Шедшая навстречу цусимскому разгрому эскадра адмирала Рожественского расстреляла в Северном море, у восточного побережья Англии, флотилию английских рыболовных траулеров, с перепугу приняв их за японские миноносцы (хотя, казалось бы, откуда там взяться японским миноносцам?!).
Но расстрелом рыбаков дело не ограничилось. За вражеские боевые корабли были приняты шедшие в составе эскадры крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской», по которым открыли ураганный огонь броненосцы «Орел», «Суворов» и другие корабли, а крейсера начали стрелять в ответ. Этот идиотизм продолжался с пол часа, прежде чем до россиян дошло, что они палят по своим.
К счастью этих идиотов, стрелять они не умели. «Аврора» и «Дмитрий Донской» ни в кого не попали, в «Донского» тоже не попали ни разу, а в «Аврору» угодило пять снарядов, одним из которых убило корабельного священника — иеромонаха Анастасия.
Европейцы была в шоке от произошедшего, а эскадра Рожественского получила в английских газетах прозвище «флот безумцев(лунатиков)» («The Fleet of Lunatics») и «флот идиотов»(«The Fleet of Idiots»). Разумеется, не было недостатка в предположениях, что к инциденту привело неумеренное потребление россиянами спиртных напитков. В итоге россии пришлось признать вину и выплатить Британии компенсацию в размере 65 тысяч фунтов стерлингов, но персонального наказания никто не понес.
Впрочем, в нынешней россии, довольно много «альтернативно одаренных», которые даже сейчас считают, что Рожественский пал жертвой изощренной провокации «вечно гадящей англичанки», и даже — что японские миноносцы-невидимки там действительно были. Но этот бред даже обсуждать нет смысла.
Интенсивная стрельба по рыбацким шаландам, освещенным прожекторами, велась с близких дистанций — менее одного километра — на протяжении не менее 20 минут. При этом крейсера и броненосцы выпустили более 500 снарядов (!!!), в том числе — главного калибра. И каков результат?
Потоплен один мелкий траулер, еще пять — получили повреждения (в основном — осколочные), но остались на плаву и смогли вернуться в порт. На обстрелянных суденышках погибли двое рыбаков, еще шестеро получили ранения. Такая «эффективность» стрельбы, признаться, шокирует не меньше, чем то, что российские моряки даже в лучах прожекторов долго не могли отличить рыбацкие «корыта» от миноносцев.
Тяжелый снаряд броненосца запросто мог утопить такое «корыто» даже без прямого попадания, а при попадании — просто разнес бы его в щепки. И тем не менее… Из этого можно сделать только один вывод: уровень подготовки артиллеристов был, как говорится, ниже плинтуса, соответственно, исход Цусимского сражения — более чем закономерен. Тем более что на обучение комендоров во время долгого похода командование эскадры, мягко говоря, махнуло рукой.
Почти за год плавания с Балтики на Дальний Восток учебные стрельбы на кораблях проводились лишь однажды и закончились с результатом «неудовлетворительно». На этом все успокоились, продолжив поход к Цусиме, навстречу следующему позору российского флота.




