185 лет назад, 16 декабря 1838 года, в Южной Африке, у реки Нкоме, произошла битва между голландскими переселенцами — бурами и ополчением местных афро-зулусских племен. Впрочем, правильнее было бы назвать это не битвой, а бойней, поскольку буры, вооруженные кремневыми и капсюльными ружьями, а также — двумя небольшими пушками, безнаказанно перестреляли пытавшихся атаковать их зулусов, вооруженных только копьями и деревянными булавами.
У Преториуса было всего 464 стрелка и 200 безоружных чернокожих слуг, а у зулусского верховного вождя Дингане, по разным данным, — от 15 до 20 тысяч воинов, из которых непосредственное участие в битве принимали примерно 10-12 тысяч. Однако столь значительное численное превосходство африканцам не помогло, как не помогло им и шаманское зелье, розданное перед боем всем бойцам и, по утверждениям колдунов, сделавшее их неуязвимыми.
Зулусы форсировали реку к югу от бурского лагеря и в течение двух часов четырежды храбро атаковали его, но все четыре атаки были отбиты с огромными потерями. Бурам значительно помогло то, что у большинства стрелков было по два — три мушкета, которые перезаряжались слугами, и это позволило обеспечить практически непрерывный темп ведения огня. Чтобы повысить вероятность попадания, буры стреляли картечью, подпуская врага на 10-15 метров. Благодаря этому они не промахивались, фактически каждый заряд попадал в цель.
К концу боя убитые и тяжело раненые воины Дингане лежали вокруг повозок друг на друге в несколько слоев, но в лагерь не удалось прорваться никому. По воспоминаниям одного из оборонявшихся, буры опасались лишь того, что боеприпасы у них закончатся раньше, чем у зулусов иссякнет боевой дух. Но опасения были напрасны. После отражения четвертого штурма буры увидели, что уцелевшие враги отходят.
Тогда многие из них сели на коней и поехали вдогонку, продолжая как на охоте отстреливать зулусов с безопасной дистанции. У аборигенов не было конницы и даже луков, а потому они ничего не могли этому противопоставить. Расстрел продолжался до тех пор, пока у буров не кончились заряды для мушкетов.
В итоге зулусы, по утверждениям буров, потеряли убитыми и умершими от ран порядка трех тысяч человек, а у самих буров безвозвратных потерь не было и всего трое стрелков получили ранения метательными копьями — ассегаями. Разгневанный поражением Дингане приказал казнить своего советника Ндлелу ка Сомписи, который командовал войсками на поле боя.
Зулусы, не имевшие письменности, никаких документов и воспоминаний о битве не оставили, но после этого дня они стали называть реку Нкоме Кровавой рекой. В ЮАР до 1994 года 16 декабря отмечалось как «День клятвы», поскольку солдаты Преториуса поклялись перед боем в случае победы отблагодарить Бога постройкой церкви. Но после отказа от политики апартеида и прихода к власти негритянской партии «Африканский Национальный Конгресс» его переименовали в День примирения и согласия.
В заключение надо заметить, что внезапный ночной штурм, несомненно, дал бы зулусам больше шансов. Однако они не решились атаковать ночью. Их отпугнули развешанные бурами на повозках и не гаснувшие даже под дождем фонари. Аборигены решили, что это какое-то колдовство, от которого лучше держаться подальше.







