85 лет назад, 12 декабря 1938 года, впервые поднялся в воздух прототип английского палубного пикирующего бомбардировщика, разведчика и торпедоносца Fairey «Albacore» (Albacore — белый или длиннокрылый тунец). Он был сделан на замену быстро устаревающего самолета аналогичного назначения Фэйри «Суордвиш»(Меч-рыба) по прозвищу «авоська». Несмотря на сохранение архаичной бипланной схемы («Альбакор» стал последним палубным бипланом британских ВВС), этот самолет благодаря лучшей аэродинамике и более мощному мотору обладал значительно улучшенными летно-техническими характеристиками.
К тому же, он отличался повышенным комфортом — закрытой кабиной с отоплением, вентиляцией и даже с туалетом. что позволяло экипажу лучше переносить долгие полеты. Самолет запустили в серию и до середины 1943 года выпустили 800 экземпляров. В период наибольшего распространения на «Аьбакорах» летало 15 торпедоносных и легкобомбардировочных эскадрилий «Ройял Нэйви».
Однако, несмотря на свои достоинства, «Альбакору» за годы службы не удалось достичь и малой доли тех выдающихся побед, которые выпали на долю «Суордфишей». В 1940 году «Авоськи» блестящей ночной атакой и почти без потерь разгромили итальянский линейный флот в гавани Таранто. А в 1941-м они нанесли фатальные повреждения новейшему немецкому линкору «Бисмарк», ставшие причиной его гибели.
За «Альбакором» подобных успехов не числилось, а числилось лишь несколько провальных операций, например, малоудачные рейды на северные порты Петсамо и Киркенес 30 июля 1941 года, где «тунцам» удалось потопить лишь один небольшой транспорт ценой потери 12 машин от атак истребтелей и зенитного огня. Кроме того, англичане лишились четырех палубных истребителей сопровождения Фэйри «Фулмар».
9 марта 1942 года 12 «Альбакоров» с авианосца «Викторис» безуспешно атаковали немецкий линкор «Тирпиц», но не добились ни одного попадания и потеряли два самолета. Большинство «Тунцов» за годы войны выполняло рутинные задачи по сопровождению конвоев и противолодочному патрулированию, а также — атакуя наземные объекты при высадках союзников в Северной Африке, на Сицилии и в Южной Италии.
Но и в противолодочных миссиях их успехи оказались гораздо ниже, чем у старых «Суордфишей», которые утопили 14 немецких субмарин, а «Тунцы» — ни одной. Вероятно, это объяснялось тем, что на «Альбакор» почему-то так и не установили противолодочный радар, которым оснащалась поздняя версия «Суордфиша».
В общем, «комфортный торпедоносец» себя не проявил и не оправдал, отчасти, из-за элементарного невезения. Кстати, его производство закончилось на год раньше, чем «Суордфишей», которых построили аж 2400 штук, втрое больше, чем «Альбакоров».
ЛТХ:
| Размах крыла, м | 15.24 |
| Длина, м | 12.14 |
| Высота, м | 4.32 |
| Площадь крыла, м2 | 57.88 |
| Масса, кг | |
| пустого самолета | 3289 |
| нормальная взлетная | 4745 |
| Тип двигателя | 1 ПД Bristol Taurus XII |
| Мощность, л.с. | 1 х 1085 |
| Максимальная скорость , км/ч | 256 |
| Крейсерская скорость , км/ч | 187 |
| Практическая дальность, км | 1500 |
| Максимальная скороподъемность, м/мин | |
| Практический потолок, м | 6310 |
| Экипаж, чел | 3 |
| Вооружение: | один 7,7-мм неподвижный, направленный вперед пулемет на правой консоли крыла и два такого же калибра пулемета Vickers K , установленных в задней кабине 1х 730 кг торпеда, подвешенная под фюзеляжем, или 6х 113-кг , или 4х 227-кг бомб под крыльями. |
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
de Agostini. Мировая Авиация. Fairey Albacore
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. H.A.Taylor. Fairey Aircraft Since 1915
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Crowood. W.A. Harrison. Fairey Swordfish and Albacore
Warpaint. W.A. Harrison. Fairey Albacore
https://www.airwar.ru/








