20 апреля 1938 года, во Франции вышла на летные испытания гигантская шестимоторная летающая лодка Латекор-523 «Альтаир». Она была сделана на базе трансатлантического пассажирского лайнера Latecoere Лате-521.

30-местный пассажирский салон «Лате», размещался на нижней палубе двухпалубного фюзеляжа. По уровню комфорта он мог поспорить с роскошными морскими лайнерами. Разработчики воздушного судна разделили его на 10 закрытых одноместных и двухместных купе с мягкими диванами, а в носовой части располагалась просторная кают-компания, она же — ресторан. Но самой интересной особенностью «Лате» было то, что шесть из десяти купе оснащались индивидуальными туалетами с раковинами и унитазами. Еще четыре санузла, предназначенные для общего пользования, попарно размещались по бокам центрального коридора в передней и задней частях самолета.

Таким образом, всего на борту было 10 туалетных кабин, по одной на каждых трех пассажиров. Столь высокой концентрации «удобств» не было и нет ни на одном другом многоместном авиалайнере. Из-за слишком высокой цены и не менее высоких эксплуатационных расходов Лате-521 не смог привлечь покупателей

Но им заинтересовались военные, решившие использовать его в качестве дальнего морского разведчика и тяжелого бомбардировщика. По заказу командования ВМФ фирма «Latecoere» сделала новый прототип, оснастив его более мощными моторами, бомбовыми подвесками, защитным вооружением и застекленной кабиной штурмана-бомбардира.

Пассажирский салон на нижнем ярусе объемного двухпалубного корпуса был ликвидирован, однако, четыре двухместных спальных каюты остались, чтобы использовать их для отдыха членов команды в долгих рейдах над океаном. Максимальная продолжительность полета «Альтаира» составляла 33 часа, поэтому самолет комплектовался двойным экипажем численностью 14 человек, работавших посменно.

Каждая каюта была оснащена отдельным санузлом с унитазом и умывальником, а еще один туалет общего пользования размещался в хвосте. Таким образом Лате-523 стал первым и единственным в мире военным самолетом, оборудованным аж пятью туалетами. Вряд ли этот абсолютный рекорд кем-то когда-то будет побит.

Впрочем, «Альтаир» впечатлял не только этим. Его размах превышал 49 метров, длина — 31 метр, а максимальная взлетная масса — 42 тонны, включая три тонны бомбовой нагрузки. Шесть 12-цилиндровых двигателей «Испано-Сюиза» развивали суммарную мощность 5400 л.с.

Однако летные характеристики выглядели архаично: максимальная скорость — всего 260 км/ч, потолок — 5500 м. При встрече с вражескими истребителями у «Альтаира» было мало шансов уцелеть, несмотря на пять защитных пулеметов, один из которых размещался в башенке на крыше фюзеляжа, а остальные — в иллюминаторах. Поэтому самолет размножили всего в трех экземплярах, носивших «звездные» названия: «Альтаир», «Алголь» и «Альдебаран». Все они поступили в морскую разведывательную эскадрилью Е6.

В самом начале Второй мировой войны, 18 сентября 1939 года, «Алголь» во время патрульного полета над Атлантикой из-за поломки совершил вынужденную посадку в открытом океане. Почему-то французы не смогли отбуксировать его к берегу и тупо расстреляли из корабельных орудий. «Альтаир» и «Альдебаран» вплоть до капитуляции Франции продолжали патрулирование и поиск немецких кораблей, но им ни разу не довелось встретиться с врагом.

Потом их захватили немцы, которых эти машины не заинтересовали. Несколько лет они простояли в ангарах, а в августе 1944-го, при поспешном отступлении германских войск из Франции, «звездные гиганты» были взорваны. Согласно другим данным, один самолет французы успели перегнать в Сенегал и уже там он был списан. Так закончилась не особо богатая история самых комфортабельных летающих боевых машин.

Автор: Вячеслав Кондратьев

от admin