Обещание поставить Украине современную систему ПВО стало сенсацией во время выступления канцлера Олафа Шольца в бундестаге. По словам главы правительства ФРГ, это даст Киеву возможность «защитить целый большой город от российских воздушных ударов». По данным немецких СМИ, речь идет о системе IRIS-T SLM. Это разработка оборонного концерна Diehl из городка Уберлинген в федеральной земле Баден-Вюртемберг. IRIS-T (Infra Red Imaging System) — семейство тактических зенитных ракетных комплексов средней дальности наземного базирования.
Изначально управляемая ракета (УР) IRIS-T (Infra Red Imaging Seeker/system — Tail/thrust vector controlled)разрабатывалась как ракета малой дальности класса «воздух-воздух», предназначенная для поражения всей номенклатуры воздушных целей в условиях ближнего маневренного воздушного боя, днем и ночью, в сложной помеховой обстановке .
Сообщение о начале разработки новой ракеты ближнего действия для оснащения истребителей EF-2000 и «Tornado» немецкая компания «Diehl BGT Defence» сделала в июле 1995 года. Данная ракета создавалась как альтернатива американской УР AIM-9X и английской ASRAAM, которые по мнению командования ВВС Германии не удовлетворяли современным требованиям ближнего маневренного боя. В июле 1996 года правительство Германии совместно с правительствами Канады, Греции, Италии, Норвегии и Швеции подписали «Меморандум о понимании», охватывающий разработку и производство IRIS-T. Немецкое правительство финансировало 47% стоимости программы, Италия — 20%, Швеция — 18%, Греция — 8%, Канада — 4% и Норвегия — 3%. В 2001г. правительство Канады приняло решение о выходе из проекта.
Ракета разрабатывается европейским консорциумом, включающим фирмы: «Saab Bofors Dynamics» (Швеция), NAMMO (Новегия), MBDA-IT (Италия), LITAL (Италия), «Magnaghi» (Италия), «Simmel» (Италия), SENER (Испания), ICSA (Испания), EXPAL (Испания), INTRACOM (Греция), HDS (Греция). Головной подрядчик — «Diehl BGT Defence» (Германия).
В октябре 2003 г. к программе IRIS-T присоединилась Испания с предполагаемым объемом закупок 700 ракет, которые будут использованы для вооружения испанских истребителей F/A-18 и «Typhoon».
Летные испытания ракеты начались в октябре 2000г.с борта F-4F «Phantom» и были успешно завершены в ноябре 2003г. Из 20 испытательных пусков в 7 пусках были зафиксированы прямые попадания в маневрирующую цель (в т.ч. на дальности около 10км), в остальных ракета прошла в непосредственной близости от цели, достаточном для её уничтожения. То есть, фактически, на испытаниях ракета показала 100%-ю точность.
Контракт объемом 1 миллиард евро между BWB (German Federal Office for Military Technology and Procurement) и «Diehl BGT Defence» на поставку УР IRIS-T для ВВС Германии, Греции, Италии, Норвегии, Испании и Швеции был подписан 20 декабря 2004 года. Общий объем закупок по этому контракту составляет 4000 штук в период 2005-2011гг. На вооружение ракета официально принята в декабре 2005 года. В настоящее время в качестве платформ для ракет IRIS-T используются истребители EF-2000 «Typhoon», F-16, F-18, «Gripen» и «Tornado». В 2002 году правительство Норвегии заключило контракт с «Lockheed Martin Aeronautics» по изучению вопросов интеграции УР IRIS-T для перспективного F-35 JSF.
Комплекс ПВО IRIS-T SLM
С самого начала работы над проектом была предусмотрена модернизация ракеты для использования ее в комплексе ПВО — IRIS-T SL. Основная работа была проделана над увеличением дальности полета, поскольку стартовать нужно было с земли.
В результате компания Diehl предлагает на рынке 3 варианта:
- IRIS-T SLS — комплекс ПВО малой дальности;
- IRIS-T SLM — ПВО средней дальности;
- IRIS-T SLX — Комплекс ПВО большой дальности. Разрабатывается с 2021 года.
Украине будет поставляться комплекс средней дальности. Он был формально принят на вооружения в Германии в 2017 году, но реальных поставок в войска еще не осуществлялось. То есть, Украина получит
На базе авиационной УР IRIS-T, помимо наземных комплексов ПВО был разработан зенитный комплекс IDAS, предназначенный для самообороны подводных лодок от противолодочных вертолетов и поражения малых надводных целей.
Состав:
Ракета IRIS-T выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен двухрежимный РДТТ фирмы «FiatAvio», снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. РДТТ обеспечивает максимальную скорость полета ракеты M=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули и блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ). СУВТ включается сразу после схода ракеты с пусковой направляющей и вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с собственной перегрузкой до 60g. Согласно расчетам западных специалистов, разворот в горизонтальной плоскости на 180° ракета IRIS-T способна выполнять с радиусом виража вдвое меньшим, чем у советской/российской Р-73.
Боевая часть — осколочно-фугасная (вес 11.4кг), приводится в действие неконтактным радиолокационным или контактным взрывателем. Боевая часть разработана греческой фирмой GPCC, неконтактный взрыватель — фирмой «Alenia-Marconi».
Основными элементами системы наведения ракеты IRIS-T являются всеракурсная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) TELL (разработана фирмой «Diehl BGT Defence») и инерциальная система управления ( разработана итальянской фирмой «Litton») . ТГСН TELL (рабочий диапазон 3-5мкм) оснащается неподвижной матрицей ИК-детекторов из антимонида индия размером 128х128 элементов, расположенной в фокальной плоскости оптической системы.
Подвижный элемент оптической системы ТГСН размещается в двухосевом карданном подвесе и обеспечивает углы прокачки до ±90° при угловой скорости линии визирования цели до 60°/с. По утверждению разработчиков такая конструкция головки самонаведения и наличие цифровой системы обработки данных обеспечивают высокую помехозащищённость и надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования. Максимальная дальность захвата цели типа истребитель в свободном пространстве оценивается в 20км. По мере сближения ракеты с целью система обработки данных строит ее изображение и сравнивает с образами типовых целей (8 ракурсов для каждой цели), заложенными в память процессора. Алгоритм работы ТГСН позволяет нацеливать ракету на наиболее уязвимые участки цели.
Обтекатель ТГСН выполнен из искусственного сапфира (оксид алюминия). Охлаждение матрицы ИК-детекторов до рабочей температуры осуществляется с помощью источника хладагента в пусковой установке самолета-носителя(наземной пусковой установки). Бортовым источником электроэнергии является термобатарея.
Для целеуказания ракете могут применяться бортовые и нашлемное прицельное устройства, а пуск может производиться после захвата цели на подвеске или без него по данным первичного целеуказания. Высокая маневренность ракеты IRIS-T обеспечивает пуск при углах визирования цели более 90° (стрельба «через плечо») с захватом цели ТГСН на траектории на углах визирования, находящихся за пределами углов обзора головки самонаведения, что дает принципиальную возможность использовать IRIS-T в качестве средства противоракетной самообороны самолета-носителя. Ракета поставляется в войска в специальном контейнере и не требует технического обслуживания в течении всего срока службы.
Наземный комплекс ПВО SL/SLM использует в качестве средства поражения модифицированную управляемую ракету IRIS-T, оснащенную более мощным двигателем. Дальность стрельбы ракетой в варианте ЗУР из вертикальной пусковой установки достигает 40 км, досягаемость по высоте — 20 км. Ракета использует дополнительное радиокомандное наведение (в сочетании с инерциально-спутниковой коррекцией) на основном участке траектории с захватом цели инфракрасной ГСН типа IIR на конечном участке. Стандартная пусковая установка варианта SLM выполнена на шасси автомобиля MAN SX 45 (8×8)
В состав комплекса SLM входит многофункциональная РЛС обнаружения и сопровождения целей. В первоначальных испытаниях в составе комплекса использовалась РЛС серии Saab Giraffe (в частности, АМВ), однако в 2014 году проводились демонстрационные стрельбы с австралийской многофункциональной РЛС CEA Technologies CEAFAR с АФАР (в варианте для данного ЗРК РЛС обозначалась GBMMR). При этом использовалась система управления и связи BMD-Flex датской компании Terma A/S и система боевого управления Oerlikon Skymaster производства Rheinmetall Air Defence.
| Тактико-технические характеристики IRIS-T SLM с радаром TRML-4D | |
| Инструментальная дальность обнаружения цели | 250 км для целей с ЭПР* 0,01 m² |
| Высота обнаружения цели | 40 км |
| Дальность захвата цели | 120 км (самолет), 60 км (крылатая ракета) |
| Количество отслеживаемых целей | >1500 |
| Угол обзора | 100° в фиксированном положении (360° при вращении) |
| Максимальная дальность поражения цели | 40 км |
| Максимальная высота поражения цели | 20 км |
| Характеристики ракеты IRIS-T | |
| Максимальная дальность захвата цели | 20 км |
| Угол обзора | ±90° |
| Максимальная скорость | 3 М (от 3 675 до 3 186 км/час в зависимости от высоты) |
| Максимальная перегрузка | 60 G |
*ЭПР или RCS — Эффективная площадь рассеивания (или Radar Cross-Section). Это величина, которая показывает «условную видимость» цели для радара. Простым языком, для расчетов площадь самолета или ракеты способную отражать излучения радара приводят к площади металлического шара. Чем меньше ЭПР, тем на меньшей дальности цель будет обнаружена.
От чего защитит IRIS-T SLM?
Может ли IRIS-T SLM «закрыть небо» Украины? Европейский ЗРК — очень современная и технологичная система противовоздушной обороны. Судя по характеристикам может очень эффективно бороться против «аэродинамических целей». А к ним относятся:
- Самолеты (в том числе беспилотники);
- Вертолеты (обнаружить зависший вертолет очень непросто);
- Крылатые ракеты.
То есть IRIS-T SLM может уверенно «работать» против авиации РФ, в том числе против ракет «Калибр» Х-55, Х-101 и прочих дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет. Нет никаких сомнений, что комплекс сможет с довольно высокой вероятностью уничтожить такую цель. На испытаниях он демонстрировал такие возможности.
Что же касается баллистических ракет «Искандер» и «Кинжал» (это тот же «Искандер» но запускаемый с самолета. – Ред.), то никаких заявлений от производителя или экспертов заслуживающих доверия возможности бороться с такими целями нет.
Хотя принципиальных проблем с перехватом баллистических ракет нет, для этого нужны специализированные системы противоракетной обороны (ПРО), например THAAD или Patriot/ Сможет ли IRIS-T SLM перехватить и сбить баллистическую ракету — неизвестно.
Проблема перехвата баллистических целей состоит в том, что такая ракета летит на цель практически вертикально сверху-вниз, с очень большой скоростью.
Для «Искандера» это скорость 750 метров в секунду (2700 км/час), а это значит, что зону действия IRIS-T SLM (20 км по высоте) он преодолеет за 26 секунд, тогда как крылатая ракета «Калибр» будет уязвима в течение 2,7 минут, что в 6 раз больше.
Таким образом, ЗРК IRIS-T SLM сможет уверенно поражать цели в своей «зоне ответственности» — самолеты и крылатые ракеты, баллистические ракеты — скорее всего нет, ведь его проектировали и испытывали не для этого.
- Системы управления вооружением истребителей: Основы интеллекта многофункционального самолета /РАРАН; Л.Е.Баханов и др.; под ред. Е.А.Федосова М.:Машиностроение, 2005.400с. (Справ.б-ка разработчика исследователя).
- IRIS-T
- BGT/SAAB/Alenia IRIS-T
- https://www.dw.com/
- https://finance.ua/





