Палуба авианосца, даже в мирное время, одно из самых опасных мест на планете. Стоит сделать один неверный шаг и последствия могут быть не просто печальными, а фатальными. Со взлетно-посадочной полосы постоянно взлетает и садится большое количество самолетов, а в процессе запуска и посадки задействовано множество движущихся частей и механизмов, будь то катапульта или посадочные тросы.
Поэтому должна быть четкая система, распределяющая обязанности и определяющая четкое место каждого члена экипажа находящегося непосредственно на палубе или в ангаре. Чтобы быстро понимать, кто и за что отвечает, все служащие облачены в разную по цвету спецодежду и шлемы.
Для классификации рабочих мест на палубе авианосцев существует семь цветов: фиолетовый, коричневый, желтый, синий, зеленый, красный и белый.
Из-за разноцветной униформы персонал летной палубы часто называют “Кеглями” или «Скитлз»(Skittles)-разноцветные конфетки.
Начнем с фиолетовых, которых на корабле в шутку называют «виноградинами». Они занимаются довольно опасным делом, а именно заправкой самолетов на палубе и в ангарах. Кроме того они являются ответственными за работоспособность заправочных станций. Обычно на палубе находятся от 50 до 60 «виноградинок».
Ребята в желтой форме так называемые главные палубные регулировщики (Aircraft handling officers), главные офицеры ответственные за настройку катапульт для самолетов и сдерживающих сетей и тросов (Catapult and arresting gear officers) И «распорядитель палубы» – руководит передвижения всех самолетов из ангара на взлетную палубу и обратно (Plane directors – authoritative for all movement of all aircraft on the flight/hangar deck)
Члены экипажа в голубой одежде это авиа регулировщики-стажеры (Plane handlers (Trainees)
Смотрители такелажа/чернорабочие (Chocks and chains – entry-level flight-deck workers under the yellowshirts)
Авиалифтеры (Aircraft elevator operators). Палубные водители (Tractor drivers). Связисты (Messengers and phone talkers)
«Обслугу» боевых машин легко узнать среди офицеров и матросов авиационной боевой части. Они одеты в коричневые комбинезоны и постоянно обвешаны швартовочными цепями, которыми самолеты крепятся на полетной и ангарной палубах.
Персонал, одетый в зеленое, выполняет одну из самых тяжелых и опасных работ на палубе. Они непосредственно обслуживают катапульту, стопорное оборудование и тросы ловушек. Еще в зеленую форму одет рядовой персонал вертолетной связи, но их мало и на палубе они практически не появляются. Зеленую форму так же носят фотографы и видеооператоры.
«Перед рулением на носу самолета мелом пишется запланированный или предполагаемый общий вес. Парень в зеленом покажет этот вес пилоту для подтверждения. Если летчик согласен, он покажет «большой палец вверх». Если это не так, он подаст сигнал руками, чтобы поднять или опустить вес, пока тот не будет соответствовать правильному. Затем он поднимет большой палец вверх, команда управляющая катапультой установит новые данные и «выстрелит» самолетом.»
Экипаж в красном это оружейники (Ordnancemen),спасатели (Crash and salvage crews), палубные взрывотехники (Explosive ordnance disposal (EOD) и пожарные (Firefighter)
«Белые» это инспекция по качеству (Quality Assurance (QA). Инспектор самолетов эскадрильи (Squadron plane inspectors). Служба наземных сигналов (Landing signal officer (LSO)
Air transfer officers (ATO). Команда работающая с сжиженным кислородом (Liquid oxygen (LOX) crews)
Смотрящий за безопасностью на палубе (Safety observers)и медики (Medical personnel)
Есть еще «черно-белые» это инспекторы финальной проверки (Final checker (inspector).
Жестами показанными на фото специалисты подразделения Final Checker дают «добро» на взлет самолета
Все, кто находится на летной палубе, носят практически одинаковое снаряжение: самонадувающийся (с картриджем CO2) спасательный жилет, если случайно унесет за борт, фонарик со стробоскопом, если «вывалился» с корабля в темноте. Ботинки со стальным носом и шлем с защитными очками.
Офицеры и специальный экипаж имеют беспроводные наушники к рациям, по которым они общаются с другими членами на палубе и командирами в центре управления. Остальные используют для связи язык жестов, об этом далее. Даже если и захочется, поговорить не выйдет, шум на палубе иногда достигает 135-140 дБ.
Все офицеры на палубе, независимо от подразделения, имеют на своих шлемах три вертикальные красные полосы. Это помогает легко идентифицировать их на палубе.
Никто не имеет права напрямую общаться с летчиками через радиоканал, для этого существует язык жестов, который довольно сложен по форме.
Немного про жесты.
После выполнения всех мероприятий по подготовке к запуску боевой машины офицер катапульты и экипаж самолета обмениваются воинскими приветствиями. Ещё раз осматривается катапультный трек, необходимо убедиться, что самолет стоит точно по его оси. Потом проверяется давление пара и его соответствие взлетному весу, выпущены ли закрылки на необходимый угол, свободен ли трек и подняты ли газовые дефлекторы.
Затем офицер катапульты резко принимает своеобразную позу — согнув колено, выбрасывает руку в направлении взлета самолета. Пальцы, кроме указательного и среднего, сжаты в кулак, его лицо направлено против ветра. Этот характерный сигнал был специально установлен на американских авианосцах для того, чтобы его нельзя было перепутать с любым другим.
Все это время оператор катапульты держал руки поднятыми вверх, чтобы исключить преждевременный сход самолета. Увидев сигнал от офицера, он нажимает кнопку «Пуск».
Источники:
https://vova-91.livejournal.com/
https://dzen.ru/militan














