Если у современного человека вызывают удивление мотоциклетные войска времен Второй мировой войны, значит он еще не видел кавалерийских частей и пехоты, посаженной на велосипеды. Чего уж там, во время войны в 1941-1942 году в Красной армии были отмечены отдельные эпизоды использования тачанок, как в Гражданскую войну. Стоит правда оговориться, что советские тачанки 1930-1940-х годов – это не что-то кое-как слепленное из чего было, а передвижное средство вполне себе заводского производства. Использовались такие главным образом для мобильной разведки.
Собственно, суть мотоциклов и внедорожников на фронте точно такая же. Никто на этих машина не собирался идти в атаку на окопы противника. Они должны лишь повышать мобильность и грузоподъемность пехотных подразделений. Сама по себе концепция не нова. Первые драгуны – стрелки на лошадях, появившиеся еще в XVI веке, были не конными стрелками, а по сути, мобильной пехотой на лошадях, которая проезжала некоторое расстояние, а затем спешивалась для ведения боя. Благодаря мобильности и высокой огневой мощи, подобные подразделения, неожиданно для противника переброшенные на ответственный участок фронта могли организовать прорыв слабого участка обороны или даже решить судьбу всего сражения. Идейно, мотоциклы и внедорожники в современной войне очень близки к данной концепции и по идее, и по духу.
В вермахте использовались несколько моделей мотоциклов. В первую очередь это были тяжелые BMW и Zundapp. До 1942 года активно использовались еще и легкие NSU, Triumph, Victoria. В Западной Европе во время аннексии Чехословакии и войне во Франции, мотоциклетные части показали себя с лучшей стороны. Во многом благодаря хорошей погоде во время операций и наличию большого количества качественных дорог. Неплохо мотоциклисты вермахта показали себя и в Польше, однако именно там в 1939 году еще до Франции прозвучал «первый звоночек». Там мотоциклисты неоднократно оказывались на песчаных почвах, в результате чего транспортные средства с коляской с завидным постоянством вязли в грунте.
Однако, настоящее испытание немецких мотоциклистов ждало на Восточном фронте. Только в составе танковых дивизий и дивизий СС у немцев было 20 мотоциклетных батальонов. Вплоть до осени 1941 года все шло неплохо, однако едва начались проблемы с погодой и дорогами, коих как вы знаете в России как не было так и нет, мотоциклы стали систематически попадать, мягко говоря, в неприятные ситуации.
Дальнейшее использование техники в непростых условиях восточного фронта показало, что пережить «российскую» грязь и морозы не способна даже очень надежная по тем временам техника BMW. Однако, к середине войны выяснилось, что куда выгоднее было бы делать для этих же целей автомобили-внедорожники.
Источник: https://novate.ru/






