Помимо проектов Александра Липпиша, по оснащению артиллерийских снарядов ПВРД в Третьем Рейхе, о которых «ЕНОТ» писал ранее, была и другая ветвь развития этой идеи: реактивные снаряды доктора Троммсдорфа (dr. Wolf Trommsdorf). Они, в отличие от снарядов Липпиша вполне себе были воплощены в металле и ими даже успели пострелять с крайне интересными результатами. Основывались его разработки на работах по газодинамике Клауса Осватича (Klaus Oswatitsch), которые тот проводил в Геттингене в начале 30-х, там была показана возможность создания ПВРД с коническим центральным телом, которое обеспечивает достаточное сжатие поступающего в камеру сгорания воздуха.
Схема 280-мм и 150-мм снарядов Троммсдорфа
Первый реактивный снаряд, получивший маркировку E1 был сделан в калибре 88-мм. При собственном весе 4,7 кг он, после выгорания 0,3 кг топлива в твердотопливном ПВРД разгонялся до скорости 920 м/с (с какой скоростью он вылетал из ствола я не знаю).
Схема 88-мм снаряда E1
Результаты были признаны обнадеживающими и в 1940 году 105-мм снаряд E2 весом 9,6 кг с 900 граммами топлива в ПВРД разогнался до 1050 м/с. Про 122-мм снаряд E3 ничего сказать не могу, данных нет. Но следующим шагом стал 150-мм снаряд E4 весом 28 кг, на котором был отработан целый ряд вариантов компоновки и конструкции двигателя, а за ним последовал 210-мм снаряд С1. Этот 90-кг снаряд с 6 кг топлива в 1944 году разогнался до 1475 м/с (!) и улетел на расстояние около 200 километров. Длина активной части траектории варьировалась от 1500 до 3200 метров, а предельный разгон по итогам тестов пришлось ограничить М=6 (~2000 м/с), потому что при больших скоростях, ПВРД начинал работать нестабильно, а траектория полета самих снарядов становилась непредсказуемой.
Остатки 280-мм снаряда с ПВРД и реконструкция находки
В принципе, это был уже почти успех — такие снаряды уже можно было запускать прямо по Лондону, но вот какая закавыка: двигатель Троммсдорфа не отличался весовым совершенством — в отличие от современных твердотопливных решений и его собственного первого опыта он был вполне себе жидкостным, в качестве топлива использовалась смесь дизельного топлива и сероуглерода (для надежного воспламенения в раскаленном от сжатия в воздухозаборнике потоке), при этом с ростом калибра произошел переход к чистому дизельному топливу. Соответственно, изрядный вес имел сам бак с топливом, топливная аппаратура и все такое. В итоге, из 90 кг стартового веса С1 на долю ВВ приходилось … ноль килограмм. В смысле, совсем ноль. Вплоть до калибра 210-мм включительно снаряды Троммсдорфа не оснащались боевыми частями — некуда-с…
*
*
Эволюция 150-мм снарядов серии E4
Первым полноценным боевым снарядом стал С3, снаряд калибра 280-мм для железнодорожного орудия K5. Снаряд весом 170 килограммов с 16,3 кг топлива в баке разгонялся до 1860 м/с и должен был улететь аж на 350 километров. Все бы отлично, но опять же, вес реактивного двигателя был настолько велик, что взрывчатки в него поместилось всего 9,6 кг. Весовая отдача чуть больше 5,6%… Ну, и стабильность параметров полета оставляла желать лучшего: ни о какой прицельной стрельбе даже по Лондону говорить не получалось. Разброс конечных скоростей и колебания при разгоне стали ахиллесовой пятой проекта — вплоть до конца войны Троммсдорфу так и не удалось справиться с этими проблемами.
Планируемая эволюция снарядов Троммсдорфа
При этом, планы у Троммсдорфа были вполне себе наполеоновские. Он собирался делать снаряды в калибрах 305-мм, 380-мм и даже 406-мм — и я даже не знаю, на какое расстояние они должны были улетать. Но высшим достижением должен был стать чудовищный снаряд калибром 508-мм, с …ядерной боевой частью(?). Впрочем, для 150-мм снарядов не исключалось и чисто кинетическое воздействие на цель. Нет, ну с обычной 150-мм пушкой против танков воевать довольно сложно, а вот если пусковую сделать полегче и попроще, только чтобы ПВРД запустился и метров за 500 разогнался бы до 1500 м/с — то может быть ,что нибудь из этого и получилось бы.
P.S. После войны Вольфа Троммсдорфа вывезли в СССР для продолжения создания сверхдальнобойных снарядов, но работа его оказалась недолгой. В 1946 году он погиб в авиакатастрофе.
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторные посещения. Нажимая «Принять все», вы соглашаетесь на использование ВСЕХ файлов cookie. Однако вы можете посетить «Настройки файлов cookie», чтобы предоставить контролируемое согласие.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.