1+

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. 

А в 1971 г. 2С3 «Акацию» приняли на вооружение. Она должна была войти в состав танковых и мотострелковых дивизий для уничтожения бронетанковой техники, позиций артиллерии и минометов, а также живой силы противника. Производство этих самоходок было прекращено только в 1993 г. «Акация» получила шасси «Объекта 303», разработанное на основе ходовой части ПУ ЗРК 2К11 «Круг» и получившее высокую оценку во время опытных испытаний. Впоследствии в процессе эксплуатации это гусеничное шасси проявило и достаточно высокую надежность.

Для изготовления корпуса и башни использовались листы катаной броневой стали, способные защитить от поражения бронебойной пулей 7,62 мм, выпущенной с дистанции 300 м. осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В САУ был установлен дизельный двигатель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. У машины механическая двухпоточная трансмиссия, независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, а также коробка перемены передач, выполненная с планетарным механизмом поворота. Состав ходовой части включает по шесть с каждого борта двойных обрезиненных опорных катков, по четыре поддерживающих ролика, а также по одному ведущему переднему колесу и по одному направляющему колесу заднего расположения. Ширина гусеницы составляет 490 мм.

 

Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение.. Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк заряжающего — справа.

Базой для артиллерийской части «Акации» стало буксируемое орудие того же назначения — 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений. Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали от -4 до +60″. Орудие имело ручной подъемный механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает 40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках, находящихся в башне и корпусе.

В конце 70-х гг. машина стала оснащаться  боеукладкой барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки снарядов в корме корпуса имеется специальный люк. Кроме того, гаубица способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540, осветительными парашютными С1, химическими 3X3. В 1970-х гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется 7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира.

2С3 оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило защитить людей от воздействия химического, бактериологического и ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время передвижения, и в процессе стрельбы при использовании боекомплекта хранящегося внутри самоходки. Относительно небольшая масса «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах.

Самоходную установку со временем совершенствовали. Существует две модернизации этой машины. 2С3М «Акация» появилась в 1975 г. и отличалась боеукладкой барабанного типа, а также наличием снаряда ЗОФ29 с увеличенным в четыре раза осколочным действием. Кроме того, боекомплект пополнился АПС и боеприпасами, оборудованными донными газогенераторами, увеличившими дальнобойность пушки на 20—30%.

2С3М1 являлся модернизированным вариантом 2С3М. На машине появилась аппаратура приема, обработки и отображения командной информации, новый прицел CП-538, управляемые снаряды 30Ф38 «Краснополь», наводящиеся на цель на конечном участке траектории.

 

Тактико-технические характеристики 2С3 Акация

— Компоновочная схема: переднемоторная
— Годы производства: 2С3 с 1968 по 1975, 2С3М с 1975 по 1987, 2С3М1 с 1987 по 1993, 2С3М2 с 2006.
— Количество выпущенных, шт.: около 4000

— Экипаж, чел.: 4

Размеры 2С3 Акация

— Длина корпуса, мм: 6970
— Длина с пушкой вперёд, мм: 7765
— Ширина, мм : 3250
— Высота, мм: 3050
— База, мм: 4622
— Колея, мм: 2720
— Клиренс, мм: 450

Вес 2С3 Акация

— Боевая масса, т: 27,5

Бронирование 2С3 Акация

— Тип брони: противопульная
— Лоб корпуса, мм/град.: 30
— Борт корпуса, мм/град.: 15
— Лоб башни, мм/град.: 30
— Борт башни, мм/град.: 15

Вооружение 2С3 Акация

— Калибр и марка пушки: 152-мм 2А33
— Тип пушки: нарезная гаубица
— Длина ствола, калибров: 28
— Боекомплект пушки: 46
— Прицелы: ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ
— Углы ВН, град.: −4…+60°
— Углы ГН, град.: 360°

Дальность стрельбы 2С3 Акация

— до 20,5 км

Двигатель 2С3 Акация

— Тип двигателя: В-59У
— Мощность двигателя, л. с.: 520

Скорость 2С3 Акация

— Скорость по шоссе, км/ч: 60
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30

— Запас хода по шоссе, км: 500
— Ёмкость топливных баков, л: 830
— Удельная мощность, л. с./т: 19
— Тип подвески: индивидуальная, торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,6

— Преодолеваемый подъём, град.: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,7
— Преодолеваемый ров, м: 3
— Преодолеваемый брод, м: 1.

Источник:http://oruzhie.info/

1+

от admin