5+

Японцы ляпали бомбардировщики второпях и «на коленке», от безысходности снабжали торпеды деревянными стабилизаторами, а руководство США вообще заранее знало об операции, но ничего не стало делать! Все эти безумные легенды о Пёрл-Харборе — не более чем мифы, которые стоит развенчать.

Миф № 1. Рейд на Пёрл-Харбор был частью японского стратегического плана

У Генштаба ВМС Японии были совсем другие планы для авианосцев. Автором «Гавайской операции» был главком Объединённого флота ВМС Японии адмирал Исороку Ямамото. Именно он выдвинул идею и организовал разработку и подготовку этой операции. Японское командование до последнего не могло определиться какую стратегию избрать, либо сухопутную операцию против Советского союза либо морскую против США. Нападение на Советский Союз не сулило фактически никаких выгод кроме как помощь союзной Германии. Нападение Японии, скорее всего, привело бы к разгрому Советского Союза уже к 1942 году, но глядя на успешное наступление Вермахта в первые месяцы войны, у японцев сложилось мнение, что немцы справятся и без них.

В свою очередь захват огромных территорий Дальнего Востока и Сибири легли бы тяжелым бременем на экономику Японии. Ведь как известно, эти территории представляли из себя просто нехоженые дебри, где местами даже не ступала нога человека. Освоение этих земель потребовало бы строительства огромного количества дорог и других объектов инфраструктуры. Освоение природных ресурсов Сибири тоже было под большим вопросом, опять же по причине полного отсутствия инфраструктуры. Так-что на получение выгоды от захваченной Сибири можно было рассчитывать не ранее чем через 10-20 лет, а все это время потребовалось бы вливать кучу сил и средств в её освоение, что воюющей Японии было совсем ни к чему.

Нападение же на американский тихоокеанский Флот сулило гораздо большие выгоды. Японцы планировали таким образом получить господство на Тихом океане, что позволило бы им спокойно поставлять необходимые стратегические ресурсы из Индонезии и Малайзии где их добыча уже была хорошо налажена.  Поэтому как нельзя кстати пришелся план Ямамото предложенный им командованию всего за полтора месяца до начала войны.

Миф № 2. Идею подсказал удар британской авиации по итальянскому флоту в Таранто

Адмирал Ямамото впервые изложил идею авиаудара по Пёрл-Харбору в марте 1940 года — более чем за полгода до Таранто. У японцев имелся собственный опыт начала войны внезапной торпедной атакой русского флота в Порт-Артуре в 1904 году. Поэтому мысль о повторении подобного на новом техническом уровне была для них вполне очевидна и без подсказок «белых людей».

Миф № 3. Тяжёлые авиабомбы японцы сляпали в последний момент «на коленке», приделав стабилизаторы к крупнокалиберным артиллерийским снарядам

Разработка и испытания 800-килограммовых бронебойных авиабомб обр. 99 велись в Японии с 1939 года. Для экономии средств их корпуса действительно делали из устаревших 410-мм бронебойных снарядов. Насколько это сводилось к «приделыванию стабилизаторов», наглядно видно из иллюстрации.

Миф № 4. Чтобы торпеды не утыкались в дно на мелководье, японцы добавили им деревянные стабилизаторы, подсмотренные опять же у англичан в Таранто

«Отделяемые аэродинамические стабилизаторы обр. 97» для авиаторпед разработали в Японии ещё в 1937 году. Они улучшали стабилизацию торпеды на воздушном участке траектории, а вот на глубину «нырка» влияли очень слабо. Реальным решением проблемы стала новая модель торпеды обр. 91, снабжённая механизмом «контроля вращения». Плюс проводившиеся ещё с 1939 года многочисленные эксперименты по технике сброса.

Миф № 5. Руководство США знало о предстоящем рейде, но сознательно подставило под удар устаревшие линкоры, дабы получить casus belli

Если рассматривать не гипотетические коварные планы американского руководства, а их реальные действия, то станет очевидным, что буквально накануне войны они даже не были уверены, что японцы нападут хотя бы на американские Филиппины, а не ограничатся британскими и нидерландскими владениями в регионе. Это уже не говоря о том, что рейд на такую дальность и такими силами был по тем временам из области фантастики. Тезис про линкоры придумали на базе «послезнания». Причём люди, которые не особо представляли себе историю эволюции взглядов на роль различных типов кораблей или хотя бы стоимость тех восьми «устаревших линкоров». Для справки: каждый из них стоил больше, чем вся штатная техника целой танковой армии образца 1944-45 годов.

Миф № 6. Главной целью японской атаки были американские авианосцы, но буквально накануне рейда их вывели из Пёрл-Харбора под предлогом учений

В тот период основной ударной силой флота всё ещё считались линкоры. Поэтому в Приказе № 3 по Ударному авианосному соединению от 23 ноября 1941 года чёрным по белому в качестве первоочередных целей указаны именно линкоры. Авианосцам там отвели почётное второе место. Первый из двух базировавшихся в Пёрл-Харборе авианосцев,   «Энтерпрайз», покинул базу 28 ноября. Второй, «Лексингтон», — 5 декабря. Оба корабля выполняли важную задачу по доставке самолётов на наиболее уязвимые авиабазы флота на атоллах Уэйк и Мидуэй. Японская разведка отслеживала ситуацию в Пёрл-Харборе практически в режиме реального времени, так что отсутствие авианосцев сюрпризом ни для кого не стало.

Миф № 7. Японская палубная авиация атаковала корабли в гавани

Они действительно были основными целями. Однако не стóит забывать, что половина всех задействованных бомбардировщиков плюс все истребители были заняты уничтожением авиации на пяти аэродромах острова Оаху.

Миф № 8. Японцы сделали глупость, надо было атаковать не корабли, а инфраструктуру

Горящие нефтехранилища выглядят эффектно, но проблема отсутствия топлива решается довольно быстро при помощи танкеров, благо дело недостатка в топливе США тогда не испытывали ни малейшего(запасы топлива на Гавайях были действительно впечатляющими, но это был запас рассчитанный всего на 2-3 полные заправки кораблей Тихоокеанского флота. При необходимости этот запас мог быть восполнен всего в течении одного месяца и двух танкеров). А сухие доки базы попросту не по зубам лёгким одномоторным бомбардировщикам. Так что японцы были всего лишь реалистами. Они атаковали то, что могли уничтожить или надолго вывести из строя, — боевые корабли и авиацию.

Миф № 9. План предусматривал «третью волну» авиаударов, однако командир японского авианосного соединения струсил и отменил её

В плане операции были чётко расписаны только первая и вторая «волны». Возможность третьей лишь допускалась при условии «успешного уничтожения вражеской авиации». Однако вдвое выросшие потери во «второй волне» показали, что это условие не достигнуто и дальнейшие потери могут оказаться выше приемлемых. Вице-адмирал Тюити Нагумо счёл основные задачи выполненными(собственно так оно и было, линкоры которые ему было приказано уничтожить он уничтожил) и принял решение о завершении операции.

Миф № 10. В ходе рейда японцы потеряли всего 29 самолётов

Действительно, именно такое число проходило у них по графе «не вернулись на авианосцы». Однако оно не включало в себя ни совершившие вынужденную посадку на воду, ни «списанные» путём сброса за борт безнадёжно повреждённые машины. Таковых набралось ещё 26. Плюс ещё 85 самолётов получили повреждения, но их сочли ремонтопригодными.

Автор:Николай Колядко
Отредактировано и дополнено ЕНОТОМ

Источники:

https://warhead.su/

https://histrf.ru/

https://ru.wikipedia.org/

 

 

 

5+

от admin