Познавательный журнал ЕНОТ

Советский «беспилотник»: как МиГ-23 пролетел через половину Европы без летчика

10+
4 июля 1989 года полковник авиации Николай Скуридин, только что вернувшийся из отпуска, начинал свой рабочий день на борту самолета МиГ-23М. Контрольный полет на польском аэродроме Колобжег прошел нормально – все-таки пилотировал истребитель военный летчик 1-го класса с общим налетом в 1700 часов, 527 из которых – именно на этом типе машин.


Следующим должен был стать плановый тренировочный полет, который для Скуридина не представлял никакой сложности. Самолет был даже без вооружения, кроме снарядов в бортовой пушке. Взлет прошел нормально, но спустя сорок секунд все пошло не так.


Приборы зафиксировали резкое снижение тяги и потерю высоты. Полковник понял, что дело плохо и доложил диспетчеру об отказе двигателя. Руководитель полета дал разрешение покинуть самолет. Скуридин катапультировался, повредив во время приземления руку. По расчетам летчика, МиГ должен был рухнуть примерно в окрестностях аэродрома.


Вот только у самолета оказались другие планы. Через 6 секунд после катапультирования пилота, вместо падения он внезапно выровнялся, стал набирать высоту и продолжил полет по заданному при взлете курсу. Поднявшись до максимально возможных для него 12 000 метров, на скорости 740 км\час истребитель покинул пределы Польши, а вскоре пересек воздушное пространство ГДР.


Интересный факт: примерно через час после взлета МиГ-23М генерал-майор Огнев, на тот момент исполняющий обязанностей командующего авиацией Северной группы войск, доложил командованию, что самолет упал в море, ущерб нанесен не был, пострадавших нет. Хотя это совершенно не соответствовало действительности.


Еще когда «беглец» пролетал над ГДР, его взяли на сопровождение радиолокационные станции НАТО. Тем временем самолет пересек границы ФРГ и направился в Нидерланды. В воздух для перехвата поднялись два истребителя F-15. Подлетев к МиГу, пилоты доложили своему командованию, что в кабине никого нет. Летчикам запретили сбивать самолет, который находился в тот момент над густонаселенными районами.


Истребители НАТО продолжали сопровождать советского «перебежчика», который уже вошел в воздушное пространство Бельгии и приближался к французскому городу Лилль. Летчики сопровождавшие самолет приняли решение все-таки его сбить, однако делать это им не пришлось. МиГ выработал все имевшееся топливо и стал стремительно терять высоту.

В конечном итоге самолет рухнул на территории Бельгии в деревне Беллегем , в 80 км от французской границы. К сожалению, крушение истребителя-беспилотника не обошлось без жертв: он упал прямо на 19-летнего бельгийца Вима Деларе.


Американские F-15, совершили круг над местом происшествия и, выработав практически все топливо, повернули обратно на авиабазу. Сам же инцидент не имел серьезных политических последствий: в 1989 году отношения между странами Варшавского договора и НАТО заметно потеплели, и ситуацию удалось разрешить благополучно.


Советских экспертов допустили на место крушения, а обломки самолета были доставлены в Союз. Полковник Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего бельгийца, а правительство СССР выплатило Бельгии около 700 тысяч долларов компенсации.

Источники:

https://novate.ru/

https://airwar.ru/

https://skyships.ru/

https://warhead.su/

https://topwar.ru/

10+