Smyk: или как в Польше пытались народный автомобиль сделать

0

Люди постарше наверняка помнят польские грузовики со звучным именем Star(звезда). История этого предприятия началась в 1946 году в Лодзи. Там же было создано конструкторское бюро автомобильной промышленности BKP Mot. Инженеры предприятия довольно успешно разрабатывали грузовики, пока однажды специалисту организации Казимиру Вуйчицкому не пришло в голову казалось бы безумная идея создать небольшой микролитражный автомобиль, который бы был доступен всем. На дворе 1957, экономика худо-бедно восстанавливается. И значит людям нужны средства передвижения. А что, ведь производились же в послевоенной Европе совсем крохотные Iso, BMW Isetta, Zundap и Messerschmitt. Даже имя придумали ей звучное Smyk (по польски ребенок).

Анджей Згличинский придумал и форму модели. Она чем-то напоминала советский опытный автомобильчик Белка вагонной компоновки с капотом расположенным позади. Правда дверь у нее была одна и находилась она в передней части, почти как у Iso и BMW Isetta. А вот мотор, от польского же мотоцикла Junak, решили разместить в хвостовой части машины. Это был одноцилиндровый четырехтактный моторчик с водяным охлаждением объемом 349 см3, развивавший 15 л.с. при 5500 об/мин. и 24 Нм при 4000 об/мин. Заимствованный ДВС подарил автомобилю все недостатки, знакомые владельцам мотоцикла Junak. Основной проблемой была утечка масла. Двигатель не получал необходимого охлаждения. Очень малым был ресурс шатунов, а также цепей передач (1 и 7 тыс. км соответственно). Но с таким расположением двигателя появилась большая проблема, ведь микролитражку планировалось сделать четырехместной, и вот попасть на второй ряд сидений было ой как не просто. Одному из прототипов даже две дополнительные двери приделали. Правда в серию он так и не пошел.

А пока инженеры приспосабливали мотор, и трансмиссию к этой машине. Интересный момент, поскольку Junak был мотоциклом, то и все передачи у него служили для движения вперед, заднего хода у «мотика» не могло быть по определению. Что же придумали поляки? Ян Игнатович и Витольд Кончиковьски, отвечавшие за силовой агрегат и коробку решили пойти самым простым путем, простейшим решением было применение так называемого реверса. В итоге Smyk стал единственным автомобилем в истории, который получил 4 передачи для езды вперед и столько же для езды задним ходом. Такая конструкция имела множество недостатков. Наиболее частыми стали разрывы цепи, вызванные резкой сменой передачи. 

 По расчетам Smyk должен был «поедать» 4 литра бензина на 100 километров, при испытаниях выяснилось, что это цифра увеличится минимум в два раза. Не смоли решить инженеры проблему и с воздушным охлаждением. Мощности движка не хватало, и он работал на максимальных оборотах, отсюда и высокий расход. Кстати новый мотор придумали и даже разработали, вот только в серию он не пошел. Но самым главным недостатком народного автомобиля стала его себестоимость: 200 000 злотых. Это по тогдашнему курсу 2000 долларов США.(Что бы было понятней Chevrolet Corvette стоил в штатах в то время 3000).

Тогда весь трудовой коллектив стал трудиться безвозмездно и сверхурочно. Эдакий вечный коммунистический субботник. Всем обещали в награду, нет, не премии, а возможность купить чудо машину в первых рядах очереди. Стоимость сборки снизили, цена машины составила 30 000 злотых. Что было все равно очень и очень дорого.

К 1960 году из ворот предприятия в Щецине должно было выехать 500 машин Smyk. А через два года суммарная производительность должна была достигнуть 10 000 автомобилей в год. Увы, жители страны не могли позволить себе такие траты. И проект заглох. Сегодня в Польше в нескольких музеях хранятся оставшиеся экземпляры. Они все разные.

Объединяет их только одно. Это был первый, пусть и не самый удачный, опыт создания автомобиля в стране. Который все же сумел войти в историю. Вспомните хотя бы его уникальную коробку передач. С четырьмя скоростями для движения вперед и четырьмя же передачами для движения назад.

Источник: https://zen.yandex.ru/id/5ac20627610493acb72fa0f8

 

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147