Реактивный Джинн: единственный в мире серийный пневматический вертолёт

1+

Вертолеты с реактивным приводом несущего винта разрабатывались еще с 1940-х годов. В 1950-х и 60-х это направление было особенно популярным среди конструкторов: именно реактивные вертолеты во многих аспектах считались наиболее перспективными. Действительно: достаточно установить двигатель непосредственно на лопасть несущего винта, и сразу отпадает необходимость в редукторе, хвостовом винте и его трансмиссии, упрощается пилотирование и вообще машина становится много проще и дешевле — а значит, и надежнее. Опытные машины строились и испытывались в большом количестве.

Изначально концепция реактивного привода несущего винта предполагала установку небольших двигателей на законцовках лопастей. Конструкторы перебирали самые разные типы дигателей: турбореактивные; прямоточные; пульсирующие; даже ракетные. Некоторые варианты получались вполне летающими (например, Hiller Hornet в США), иные- вообще не взлетели (В-7 в СССР) — а в целом все они оказались чрезывычайно прожорливыми в части топлива, что и заставило отказаться от их запуска в серию. Впрочем…один реактивный вертолет все-таки строился серийно. Встречаем реактивно-пневматического француза:

Французы занимались реактивным приводом винта достаточно давно. Еще в 1947 году совершил первый полет экспериментальный Ariel.

При создании нового вертолета французы решили отказаться от расположения полноценных реактивных двигателей на лопастях: ведь с ними было множество проблем, как-то: высокие требования к прочности конструкции из-за центробежной силы, стремящейся оторвать двигатель, сопротивление воздуха, подача топлива через лопасть и пр. Вместо этого был применен реактивный привод «холодного цикла»: компрессорный. Сжатый воздух отбирался от компрессора газотурбинного двигателя и подавался через воздушную магистраль на законцовки лопастей, где, истекая под давлением, приводил винт.

Силовой установкой был выбран газотурбинный агрегат Turbomeca Palouste 4 мощностью 240 л.с. Даигатель этот разрабатывался как агрегат для аэродромного запуска самолетов, и фактически, являлся воздушным компрессором с приводом от газовой турбины. При весе всего в 90 кг он обеспечивал достаточную производительность по сжатому воздуху.

Сжатый воздух через воздуховод подавался во втулку винта. Далее — к соплу — патрубку на законцовке лопасти.

Вертолет получился чрезвычайно легким и простым по конструкции. Легкая рама, ферменная хвостовая балка, открытый двигатель. Для управления по рысканью применялся небольшой руль направления, работающий в выхлопной струе двигателя.

Конструкция вышла очень простой, утилитарной. Широко использовались пневмосистемы (так, от пневмосистемы работали большинство пневмоприводов). Гидросистема отсутствовала. Даже газотубинный двигатель не имел никакой электроники и автоматики и запускался от заводной ручки вроде автомобильной (позже поставили маленький бензиновый пусковой двигатель). Вес пустой машины — всего 360 кг, а максимальный взлетный- 800. Летал он со скоростью до 130 км/ч на дальность до 220 км. Потолок- 3200 м. Отличительным свойством его была малая шумность. Кабина с двойным управлением имела отменный обзор.

После первого полета в 1953 году машина была встречена с большим энтузиазмом. Было развернуто серийное произодство: сотня машин ушла в армейскую авиацию Франции, где они применялись как легкий вертолет связи и разведки общего назначения; несколько машин исыпытывалось военными США и ФРГ. Применялся «Джинн» и в авиашколах, благодаря особой простоте пилотирования и неприхотливости в обслуживании. От вертолетов классической схемы его выгодно отличала именно простота пилотирования: аэродинамическая симметричность, отсутствие перекрестных связей в управлении и реактивного момента. Высокая инерция тяжелых лопастей весьма облегчала авторотацию.

Хорошо прижился «Джинн» на авиахимработах — опылении виноградников. А всего за 11 лет было выпущено порядка 180 машин. Именно в сельхозавиации аппарат проявил себя отличным образом: простой, легкий, нетребовательный в обслуживании, он летал над французскими полями еще добрых три десятка лет. Иные вертолеты и сейчас стоят в виде своеобразных памятников.

Так-что можно сказать, что единственный в мире серийный реактивный вертолет получился у французов вполне удачным. 

Источник:https://zen.yandex.ru/tempe

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147