Почему советские БМП не имеют брони?

7+

Необходимость в машине на подобии БМП появилась ещё в Первую Мировую, когда солдаты не могли даже голову высунуть из окопов. Решением стали первые танки, вооружённые пулемётами, весом около 30 тонн и лобовой бронёй от 10 до 20 мм стали. Первые танки имели много общего с кораблями, и даже двигатели брались от малых катеров. Про броню и орудие говорить не приходится. Танк мог защитить от пулемётов пехоту прячущуюся за ним, но упавший позади машины артиллерийский снаряд гарантированно убавлял численность пехоты. По этой причине первые попытки создать БТР или БМП были предприняты еще в Первую мировую войну.

Второй виток развития был в Испании во время гражданской войны 1936 года. На основе её опыта, немецкие инженеры дорабатывали свои проекты полугусеничных бронеавтомобилей «Ханомаг», приняв их на вооружение в 1938 году. В СССР тоже осознавали необходимость подобного рода машин. Но из-за глобальной отсталости советского промышленности, никакого удобоваримого БТРа , перед Второй мировой войной так и не было создано. К тому, к людским потерям советские власти всегда относились как к чему то несущественному, предпочитая экономить на технике в ущерб человеческим жизням. Особенно остро отсутствие БТРов  советские солдаты ощутили во время Советско-Финской войны. Но и тогда никаких выводов из этого советское руководство так и не сделало и никаких действий по оснащению армии БТРами не предприняло. «А зачем? Бабы еще нарожают»

Вторая мировая война в очередной раз подтвердила необходимость в бронированных машинах для пехотинцев, но их разработка и постройка была просто неподъемной задачей для советской военной промышленности в период войны. После войны, на вооружение приняли БТР-152 – легко защищённый грузовик на шасси ЗИС-151. Он прослужил в армии с 1947 года до 1962 года. Ему на смену пришли машины нового поколения – БМП и БТР в привычном для нас понимании.

Почему БМП не имеют брони?

Начну с того, что в СССР предполагали стратегию массированной атаки на Европу. Войска должны были достигнуть Ла-Манша буквально за несколько дней. Предполагалось активное использование танков и пехоты при поддержке артиллерии и авиации. Главная проблема заключалась в том, что предполагаемый европейский театр военных действий представлял из себя территорию испещренную многочисленными реками и речушками, на преодоление которых старым способом(наведением мостов) тратилось бы огромное количество времени-«Блицкриг на Европу» мог не получится. По этому, при разработке, БМП изначально задумывалась как плавающая машина, что разумеется исключало наличия у нее какого либо существенного бронирования.

БМП-1 представляет собой гусеничную машину-амфибию массой 13 тонн с довольно внушительным, как для легкой машины, вооружением – 73 мм орудие «Гром». Машина должна была применяться на передовой, на одной линии с танками. ОБТ должны были принимать на себя удар и уничтожать самые опасные огневые точки, в то время как БМП, поддерживали огнём и подавляли пехоту противника, сопровождая союзные силы и оперативно доставляя войска специального назначения или короткого марш-броска основных сил.

То есть БМП должны были действовать на одной линии с танками. Проще говоря, БМП прикрывались за тяжёлыми машинами и закрывали своей бронёй пехоту. По идее, подобная тактика, на бумаге(!) выглядела может быть и не плохо. Но в реальном бою, когда у противника имеется достаточное количество ПТУРов , ударных вертолетов и штурмовиков, способных  поражать бронетехнику не только управляемыми ракетами, но и огнем автоматических пушек, время жизни жестянок типа БМП, а с ними и пехоты находящейся внутри могло исчисляться считанными минутами. В свою очередь и танки оставшиеся без прикрытия пехоты превращались бы в почти беззащитных мастодонтов. Так-что такая доктрина была в корне ошибочна.

Как это исправляли?

Во время войны в Афганистане, слабость бронезащиты БМП ощутилась очень остро. Даже бронебойные пули винтовочного калибра могли пробить борт легкой машины, не говоря уже о пулях крупнокалиберных пулеметов. Чтобы хоть как то устранить этот изъян, на БМП повесили дополнительные листы брони на удалении от основной. Эффект от такой модификации был довольно существенный – живучесть повысилась, но взамен, БМП лишилась возможности плавать. БМП-2 потяжелела с 13 тонн до 15. Такая модификация получила название БМП-2Д. Тем не менее, после войны в Афганистане, БМП-2Д лишились дополнительной защиты и вернулись к изначальной роли -плавающей слабобронированной «Братской могилы пехоты»!

Источник: https://zen.yandex.ru/vartehnologe
7+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147