Перспективный основной боевой танк «тема 101» (СССР)

1+
Во второй половине 1960-х гг. в Министерстве оборонной промышленности (МОП) СССР озаботились созданием основного боевого танка 1980-х гг. В конце мая 1972 г. под руководством министра СА Зверева прошел научно-технический совет (НТС), на котором рассматривали выполненные проекты перспективных танков и технические предложения по ним. В дневнике главного конструктора ХКБМ А.А. Морозова, принимавшего участие в том заседании, указывается, что свои проекты представили ЛКЗ («Объект 225» и «Объект 226»), ЧТЗ («Объект 780») и ХКБМ (техническое предложение по «Объект 450»). При этом совершенно не упоминается УКБТМ, что является крайне странным, учитывая, что к началу 1970-х гг. средние танки Т-54, Т-55 и Т-62, спроектированные в его стенах, составляли основу танкового парка Советской Армии, поставлялись во многие зарубежные страны и изготавливались по лицензии в Польше и Чехословакии (Т-54 и Т-55).

В КБ Уралвагонзавода работа по перспективному танку 1980-х гг. велась под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева по Решению секции №6 НТС МОП от 31 мая 1968 г. в рамках темы НВ-12-101-66 («тема 101»). Ее результатом на начальном этапе стал эскизный проект изделия, завершенный в апреле 1969 г. Предусматривалось создание новой боевой машины в два этапа. На первом этапе, до отработки ряда перспективных систем, узлов и агрегатов, планировалось представить упрощенный вариант танка («вариант №1»), т.е. создать новую базу боевой машины с башней и комплексом вооружения танка Т-64А, обладающей достаточными возможностями для дальнейшей модернизации и доведения боевых характеристик до более высоких показателей. Учитывая большой объем ранее освоенных в КБ узлов (подвеска, комплекс вооружения, башня, автомат заряжания бескабинного типа и.т.д.), считалось реальным создать такой танк в короткие сроки. В дальнейшем планировалось путем модернизации перейти к более совершенной машине — «варианту №2».

Боевая масса танков в зависимости от варианта составляла от 40 до 43 т. Оба были скомпонованы по классической схеме, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж машины в связи с введением автомата заряжания сократился до 3 человек и включал командира, наводчика и механика-водителя. Место механика-водителя сместили к левому борту, как и в Т-54, Т-55 и Т-62. Верхние лобовые детали (ВЛД) корпусов были выполнены из комбинированной брони. При этом носовые детали корпуса отличались как по толщине, так и по углу наклона от вертикали: он колебался в интервале от 68° до 70° в зависимости от варианта. Толщина бортов отличалась незначительно и составляла 70-80 мм. Внутри корпусов устанавливался противоосколочный и противорадиационный подбой.

Как уже говорилось, башня упрощенного варианта танка полностью заимствовалась от Т-64А. Второй вариант башни представлял собой оригинальную фасонную отливку с дифференцированными толщинами от лобовых проекций к корме. В ее лобовых проекциях имелись так называемые «карманы» (пустоты) для установки вставок из стеклопластика и «спецстали». Внутри башен, как и в корпусах, устанавливался противорадиационный подбой. Характерной особенностью танков являлась вариантность различных систем, в том числе танковых орудий. Например, на упрощенном варианте предусматривалась установка только 125-мм гладкоствольной пушки Д-81, тогда как на более совершенной машине предполагалось использовать 125-мм гладкоствольную пушку Д-85БГ или 130-мм нарезную Д-86НБГ. Эти же артиллерийские системы в дальнейшем, после отработки, могли монтироваться и в упрощенном варианте танка. На танке «вариант №2» планировалось применять выстрелы с полностью сгорающей гильзой, имевшей увеличенную длину. Боекомплект к пушке колебался от 40 до 45 выстрелов (в зависимости от варианта танка), при этом от 20 до 25 из них (в зависимости от типа пушки) находились в автомате заряжания.

Заслуживает также внимания размещение на более совершенном варианте танка части боекомплекта (девяти выстрелов) в механизированном стеллаже подпитки, размещенном за автоматом заряжания, у моторной перегородки. Данный стеллаж обеспечивал автоматическую загрузку выстрелов в автомат заряжания по мере расходования в нем боекомплекта. Выстрелы в стеллаж подпитки могли укладываться в двух различных сочетаниях: все выстрелы одного типа или пять выстрелов одного и четыре — другого типа. Защиту танка от воздушных целей обеспечивал дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет «Утес», расположенный на башне. В дальнейшем, в соответствии с требованиями ТТЗ, планировалось установить для этих целей 23-мм автоматическую пушку. В башне располагался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой.

С целью повышения огневой мощи перспективной машины конструкторы предусмотрели установку на ней комплекса управляемого вооружения (КУВ). При этом танковые управляемые ракетные снаряды (ТУРС — так тогда назывались управляемые ракеты) размещались в укладках обычных артиллерийских снарядов. Следует отметить, что практически в это время в соответствии с Постановлением СМ СССР №360-137 от 20 мая 1968 г уже велось создание КУВ «Гюрза» и «Кобра» для танка Т-64А. Кроме того, приказом Миноборонпрома и Минмаша №581/456 от 24 декабря 1969 г. ЦКБ Красногорского механического завода и Пермскому машиностроительному заводу им. Ленина поручили подготовить предложения по созданию такого комплекса для танка «Объект 172» со 130-мм нарезной пушкой.

Новый комплекс должен был проектироваться на базе КУВ «Гюрза». При этом планировалось реализовать полуавтоматическую систему управления с импульсной ИК-линией связи по прямому и обратному каналам, обеспечивавшей высокую помехозащищенность. Расчетные минимальная и максимальная дальности стрельбы ТУРС составляли 300 и 4000 м соответственно. Более совершенным был и прицельно-наблюдательный комплекс, предназначенный для танка «вариант №2»; он включал дневной прицел-дальномер наводчика лазерного типа и ночной бесподсветочный прицел 1ПН-101 с дальностью обнаружения целей 1000-1200 м. На рабочем месте командира размещался комбинированный прибор наблюдения «Брелок-1». На упрощенном варианте танка применялись прицел-дальномер ТПД-2 и ночной прицел наводчика ТПН1-43. Командир танка мог вести наблюдение через прибор ТКН-3.

Еще одной новинкой, реализованной в эскизном проекте по «теме 101», стал комплекс активной защиты (КАЗ), предназначенный для уничтожения в автоматическом режиме  противотанковых средств поражения (РПГ, ПТУР, ОФС, KС), летящих со скоростью до 1000-1200 м/с. Для обнаружения целей служили два радиолокационных приемо-передающих модуля, установленные на бортах башни. Поражение целей осуществлялось на расстоянии 7 метров от оси вращения башни защитными осколочно-фугасными боеприпасами, выстреливаемыми из восьми пусковых установок (ПУ) калибра 107 мм, которые размещались на бортах башни. Защита танка обеспечивалась в секторе ±50° по азимуту и -10° — +40° по углу места.

При разработке моторно-трансмиссионной установки (МТУ) перспективного танка в КБ решили отойти от двигателей типа В-2, традиционно устанавливаемых на серийных машинах. Согласно ТТЗ, на изделии следовало использовать мотор мощностью 1000 л.с., а в Челябинске на тот момент не имелось двигателей такой мощности. Поэтому выбор пал на 18-цилиндровый, W-образный, 4-тактный, короткоходовый многотопливный дизель УТД-35-4А конструкции Барнаульского завода транспортного машиностроения и газотурбинный двигатель типа ГТД-1000Т. Мощность обоих составляла 1000 л.с., что гарантировало машинам максимальную скорость движения по шоссе 70 км/ч. УТД-35-4А, несмотря на большое количество цилиндров, имел оригинальную компоновку и относительно небольшие габариты по ширине. Это позволило скомпоновать его между бортовыми планетарными коробками передач.

В эскизном проекте выполнили два варианта МТУ (с дизелем и ГТД), которые удалось разместить в компактном моторно-трансмиссонном отделении (МТО) объемом 2,75 м’. Для сравнения: объемы МТО танков Т-72 и Т-90 составляют 3,1 м’. Учитывая ограниченные объемы МТО, конструкторы вернулись к эжекционной системе охлаждения дизеля, реализованной еще на «Объект 140». Два бескассетных воздухоочистителя установили практически на днище МТО у моторной перегородки, перед УТД-35-4А. Забор атмосферного воздуха для питания двигателя осуществлялся через специальный воздухоприток, расположенный у моторной перегородки. Очистку воздуха для МТУ с ГТД должен был обеспечивать комбинированный агрегат воздухоочистки, пылеудаления и охлаждения МТО. Он состоял из осевого вентилятора, направляющего аппарата и инерционной решетки, установленных в специальном корпусе.

Не меньший интерес представляла и ходовая часть танка, которую также разработали в двух вариантах. Конструкторы отдела ходовой части впервые в истории КБ спроектировали для более совершенного варианта танка оригинальную 6-катковую ходовую часть с гидропневматической подвеской (ГПП), дававшей возможность изменять клиренс в диапазоне 204-614 мм и дифферент машины за счет изменения объема гидравлической жидкости во всех подвесках одновременно или в двух группах подвесок — передней и задней. При создании такой ходовой части широко заимствовались элементы, отработанные на танке «Объект 167». Упрощенный вариант танка оснащался 6-катковой ходовой частью с торсионной подвеской, аналогичной ходовой части «изделия 167». Разработали и два варианта механизма натяжения гусениц: гидравлический, с автоматической регулировкой натяжения гусеницы при изменении клиренса, и более простой — аналогичный по конструкции механизму натяжения танка Т-62.

В качестве основного источника электрической энергии в танке выбрали генератор мощностью 12 кВт с возможностью дальнейшего его форсирования до 15 кВт и замены на генератор мощностью 18 кВт. Для сравнения: в Т-62 стоял генератор мощностью всего 6,5 кВт. С целью обеспечения работы электрооборудования при стоянке танка в течение длительного времени, в том числе в условиях зараженной местности, предусматривалась установка у правого борта корпуса (в районе перегородки МТО) автономного энергетического агрегата МДА-2-1000006В мощностью 18-20 л.с., которым управлял механик-водитель. Интересно, что выхлопные газы предлагалось выводить через отверстие в подбашенном листе, которое одновременно служило для выброса запыленного воздуха из воздухоочистителей силовой установки.

Для повышения удобства работы экипажа разработали оригинальную систему кондиционирования и подогрева воздуха, которую разместили у левого борта корпуса в районе моторной перегородки. Она включала фреоновый компрессор с электродвигателем, испаритель, конденсатор с вентиляторами и т.д. Данная система должна была обеспечить температуру в зонах дыхания экипажа: летом не выше +30°С при наружной температуре воздуха +40°С, зимой — не ниже О — +4°С. Заметим, что в КБ еще в середине 1960-х гг. предложили принципиальную схему подобной системы для истребителя танков «изделие 150», способной (в зависимости от климатических условий) подавать холодный или теплый воздух на рабочие места всех трех членов экипажа.

В конструкцию перспективного танка внедрили еще одно новшество — встроенное бульдозерное оборудование самоокапывания, предназначенное для отрытия капониров и для создания насыпи при преодолении рвов, крутых подъемов и спусков. Начиная с Т-72, это оборудование в течение последующих 40 с лишним лет стало постоянным элементом практически всех образцов, разработанных в АО «УКБТМ». Во второй половине 1960-х rr. прорабатывалась установка подобного устройства и на танке Т-62, но до практической реализации дело не дошло.

На основе эскизного проекта в КБ изготовили деревянный макет перспективного танка в натуральную величину и выполнили проекты ТТЗ на изготовление Уралвагонзаводом макетного образца, а также на его дальнейшую модернизацию. Знакомство с материалами по модернизации танка позволяет сделать следующий вывод: при всей неоднозначности результатов испытаний опытных образцов «газотурбинных» танков «Объект 167Т» и «Объект 166ТМ», в конце 1960-х — начале 1970-х гг. в УКБТМ продолжали рассматривать ГТД в качестве перспективной силовой установки. Подтверждением этому является такой факт: в начале 1970-х гг. в КБ на базе танка «Объект 172-2М» подготовили проект танка «Объект 172-2Т» с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л.с.

Решения, реализованные в эскизном проекте УКБТМ по «теме 101», в 1970-х гг. внедрили в целом ряде образцов, в том числе в опытных танках «Объект 172-2М» и «Объект 172-3М». Последний являлся наиболее совершенной боевой машиной семейства Т-72, разработанной в те годы. На этом танке провели целый комплекс мероприятий по усилению защищенности. Среди них можно отметить наклон верхней лобовой детали корпуса под углом 70°, многослойное бронирование лобовых проекции корпуса и башни, а также бронированные экраны на надгусеничных полках. Чтобы повысить скрытность танка, помимо системы термодымовой аппаратуры (ТДА) ввели также систему постановки дымовых завес 902А. Эффективное поражение всех без исключения бронированных машин вероятного противника достигалось благодаря мощному комплексу вооружения и современному прицельному комплексу, включавшим 130-мм пушку, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 и ночной прицел наводчика ТПН-3. Высокие динамические характеристики «Объект 172-5М» обеспечивал дизельный двигатель ЧТЗ мощностью 950 л.с., практически сопоставимый по этому показателю с ГТД-1000Т танка Т-80. В 1974 г. в опытном производстве УКБТМ собрали макетный образец «Объект 172-3М» и начали его стационарные испытания. Не смотря на все усилия разработчиков, проект, из-за высокой сложности и наличия большого количества инноваций так и не вышел за рамки экспериментального.

Автор: Д.Колмаков 
Источник: Техника и вооружение 09-2019

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147