Паровоз «Тяни-толкай» системы Роберта Ф. Ферли.

1+

Первые симметричные паровозы появились задолго до Ферли — в 1832 г. — на американской железной дороге Charleston & South Carolina Rail Road. Как и Ферли, они базировались на двух тележках с движущими осями, имели два котла, объединённые единой топкой посередине, и так же расположенную посередине будку машиниста. В отличие от Ферли, они оборудовались двумя цилиндрами вместо четырёх — по одному на каждую тележку. Если судить по скудности данных об этих машинах, их использование было не слишком успешным

Следующая попытка создать симметричный локомотив была предпринята в 1851 г. — бельгийский завод Cockerill выпустил паровоз Seraing для горной Земмерингской дороги в Австрии.

Seraing был практически во всём похож на Ферли, отличаясь от последнего расположением сцепных устройств — упряжь монтировали не на тележках, а на жёсткой раме.

Однако, служить долго ему не пришлось: сказалось несовершенство подвижных паропроводов, питавших цилиндры.

Идею сочленённого симметричного паровоза подхватил в 1864 г. шотландский инженер Роберт Ф. Ферли(Fairlie).

Будучи предприимчивым человеком, он взял патент на локомотив этого типа, сделав акцент на наиболее полном и эффективном использовании сцепного веса — масса воды и топлива плюсовалась к массе самого локомотива, — и симметричности паровоза, позволявшей обходиться без поворотных устройств на конечных станциях.

Кроме того, поворотные тележки экипажной части позволяли хорошо проходить кривые малого радиуса.

Классический, двойной, Ферли является симметричным паровозом: от будки машиниста в обе стороны отходят два котла, оборудованные дымовыми трубами и сухопарниками, на каждой из двух тележек располагается по паре цилиндров, вдоль каждого из котлов устанавливаются водяные и топливные танки.

Первоначально оба котла обслуживала одна топка, разделявшая будку машиниста на две части так, что машинист при движении оказывался в одной её части, а кочегар — в другой.

Позже каждый из котлов получил собственную, отдельную, топку, но будка всё равно осталась разделённой на две половины.

Одинарный Ферли — несимметричен: у него один котёл и одна будка машиниста, за которой может располагаться угольный ящик.

Единственным существенным сходством с двойным Ферли являются две тележки, составляющие экипажную часть.

Но если у двойного Ферли обе тележки оборудованы ведущими осями и, соответственно, рабочими цилиндрами, то у одинарного Ферли ведущей является только одна тележка — передняя.

Задняя тележка, расположенная под будкой машиниста, — поддерживающая.

Ареалы использования двойного и одинарного Ферли несколько различаются.

Двойной Ферли оказался популярен в континентальной Европе и в Мексике, одинарный — в Сев. Американских Соед. Штатах.

Англия и её колонии использовали оба типа приблизительно в одинаковой пропорции.

Паровозы системы Ферли были заказаны русскими дорогами почти немедленно после демонстрации в 1870 г.

В следующем, 1871 г., первая партия поступила на Тамбово-Саратовскую дорогу, где проработала до 1887 г., а в 1872 г. паровозы Ферли начали водить поезда на Поти-Тифлисской дороге — на Сурамском перевале, известном тяжёлым профилем рельсового пути.

Первоначально локомотивы были иностранного производства — английскими и германскими, — но уже через 11 лет, в 1883 г., их выпуск освоили на Коломенском заводе.

По классификации 1912 г. все русские Ферли были объединены в серию Ф и прослужили в разном качестве — как магистральные и как вспомогательные (толкачи) — на Поти-Тифлисской (тогда уже Закавказской) железной дороге до середины 30-х гг.

В 1934 г. их начали сменять первые советские электровозы — «сурамские» и серии ВЛ19.

 

 

Источники:

https://ru.m.wikipedia.org/

https://pikabu.ru/@Konstruktor6

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147